О ситуации в сфере сертификации продукции

В настоящее время в сфере сертификации продукции происходят значительные изменения, касающиеся как оформления самих документов, так и полномочий Росаккредитации.

Как известно, с 15.03.2015 прекращают свое действие большинство Сертификатов и Деклараций соответствия, выданных на основании ГОСТ Р и Технических регламентов РФ (ТР РФ). Начиная с этого момента, таможенные и иные контролирующие органы будут принимать только Сертификаты и декларации, выданные в соответствии с Техническими регламентами таможенного Союза (ТР ТС). В данный момент многие технические регламенты находятся в состоянии разработки, по большому количеству групп товаров новые регламенты еще не вступили в силу. Кроме того, запланировано к разработке и внесению изменений значительное число документов. Все это уже самым существенным образом отразилось на рынке сертификации, т.к. аккредитованным органам и лабораториям приходится радикальным образом пересматривать многие аспекты своей работы.

В связи с этим стоит отметить ужесточение контроля за деятельностью органов по сертификации со стороны Росаккредитации. Ранее нередко возникали ситуации, когда недобросовестные органы по сертификации выдавали Сертификаты или Декларации, заведомо содержащие нарушения. Наиболее распространенные из грубых нарушений в документах включают:

  • – недостаточность проведенных испытаний для той или иной категории продукции;
  • – выдача документов без проведения испытаний (без протоколов испытаний);
  • – проведение испытаний неаккредитованными лабораториями;
  • – несоблюдение требований по проведению испытаний, установленных техническими регламентами;
  • – отсутствие в документах срока действия и т.д.

По оценкам экспертов оборот по реализации нелегальной документации к 2013 г. составил около 400 млрд. руб.

Для регулирования системы сертификации и аккредитации с 1 июля 2014 г. вступили в силу закон «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», а также ряд нормативно-правовых актов, содержащих ужесточенные стандарты и определяющих меры, применяемые в отношении органов по сертификации и аккредитованных лабораторий.

В частности, в целях пресечения правонарушений у Росаккредитации появилось право самостоятельно проводить административное расследование на основании сведений от сторонних лиц и организаций, а также на основе данных из реестров выданных ранее Сертификатов и деклараций ТР ТС.

С наделением Росаккредитации подобными полномочиями она сможет проводить проверку и привлекать к административной ответственности нарушителей более эффективно. Введение же электронной отчетности по деятельности для аккредитованных Сертификационных органов и лабораторий ведет к возможности постоянного контроля со стороны Росаккредитации.

Кроме того, Росаккредитация вполне осознано расширила круг лиц, привлекаемых к административной ответственности. По любому выявленному необоснованно выданному сертификату или зарегистрированной декларации к ответственности привлекается не только орган по сертификации как юридическое лицо, но и руководитель органа, и непосредственно эксперт, подписавший такой сертификат.

Данные изменения повлекли массовые проверки всех аккредитованных органов и лабораторий на предмет корректности как ранее выданных документов, так и текущей работы.

К примеру, в 2013-2014 гг. Росаккредитация провела ряд проверок в отношении испытательных лабораторий и органов по сертификации. По официальным данным только в 2013 г. были аннулированы аттестаты аккредитации более 350 лабораторий и органов по сертификации. За первое же полугодие 2014 г. их число превысило 500. Важно отметить, что данная ситуация может стать проблематичной для компаний, пользующихся услугами по сертификации вышеуказанных органов, так как влечет автоматическое аннулирование и самих сертификатов (деклараций) соответствия. Кроме того, неверное оформление Сертификатов и Деклараций соответствия может повлечь наложение административного штрафа на юридическое лицо от 100 до 300 тыс. руб. (Согласно статье 14.44 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Следует особо отметить, что Росаккредитация оставляет за собой право проверять не только работу органов, но и корректность выданных документов, и поскольку в отношении Сертификатов ТР ТС, выданных на срок более 1 года, проводится ежегодный инспекционный контроль, то Росаккредитация с легкостью может отследить любые нарушения в действиях аккредитованных органов при выдаче ранее оформленного документа.

Исходя из вышесказанному, общие рекомендации для компаний, имеющих данные документы или заинтересованных в их получении, таковы:

  • – внимательно изучить изменения в технических регламентах, касающихся вашей продукции;
  • – проверить корректность имеющихся сертификатов и деклараций, в частности, следует обратить внимание на соответствие области аккредитации органов и лабораторий, выдавших документ, данным, заявленным в документе;
  • – внимательно подходить к выбору партнеров в сфере сертификации.

 

Эксперт отдела сертификации IFCG
ОЛЬГА РОГОВА
23.10.2014