Электронное таможенное декларирование в России: особенности и тенденции

В мировой таможенной практике в настоящее время достаточно широко применяется электронное декларирование товаров, то есть декларирование товаров в таможне посредством представления таможенной декларации в электронном виде по электронным каналам связи.

В России первая электронная таможенная декларация была подана в 2002 году. Однако только в 2004 году началось поэтапное внедрение электронного декларирования в практику работы таможенных органов и переход некоторых участников внешнеэкономической деятельности на эту форму декларирования. Именно тогда Федеральная таможенная служба (ФТС России) приняла ряд правовых актов, определяющих порядок электронного декларирования.

В 2008 году электронное декларирование приобрело новый импульс после, того, как ФТС России разработала средства для электронного декларирования товаров через Интернет.

Таким образом, в настоящее время существуют два способа электронного декларирования товаров: традиционный способ – посредством выделенных каналов связи и электронное декларирование посредством сети Интернет (Интернет-декларирование).

Отличие этих двух видов электронного декларирования заключается, например, в том, что, в рамках Интернет-декларирования декларант представляет в таможню документы, прилагаемые к электронной декларации, заполняя специальные электронные XML-формы, разработанные ФТС России для большинства таких документов (инвойс, накладная и пр.), в то время как при обычном электронном декларировании документы, прилагаемые к электронной декларации, направляются в сканированном, неформализованном виде. С точки зрения взаимного расположения декларанта и таможни Интернет-декларирование может осуществляться независимо от удаленности декларанта от таможенного органа, в то время как при обычном электронном декларировании они, как правило, находятся в непосредственной близости друг от друга.

Интернет-декларирование обладает такими преимуществами, как, например, отсутствие в определенных случаях необходимости личного присутствия декларанта в таможне; короткие сроки таможенного оформления (срок с момента отправки декларантом электронной декларации до выпуска товаров таможней может составлять около 15 минут); после отправки электронной декларации декларант получает электронные сообщения обо всех этапах движения декларации: поступление в таможенный орган, принятие (с указанием данных о принявшем инспекторе), присвоение регистрационного номера (с указанием этого номера), выпуск и т.д.

Впрочем, в настоящее время пока еще нельзя с полной уверенностью утверждать, что Интернет-декларирование является самым простым и удобным способом декларирования во всех случаях. Так, например, в рамках Интернет-декларирования иногда все же возникает необходимость представлять в таможню и бумажные документы (например, в случае выявления в ходе проверки электронной декларации рисков в рамках системы управления рисками, которую применяет таможенная служба).

В то же время многие эксперты считают Интернет-декларирование при определенных обстоятельствах существенно облегчающим процедуру таможенного оформления. Так, например, ЭД2 (так обозначается Интернет-декларирование на языке правовых актов ФТС России) удобно использовать тем участникам ВЭД, которые регулярно декларируют относительно однородную номенклатуру товаров с достаточно однородными комплектами документов. Преимущества ЭД2 также смогут оценить те импортеры и экспортеры, чьи товары не подпадают под те или иные профили рисков.

В настоящее время электронное таможенное декларирование товаров (прежде всего ЭД2) получает все более широкое распространение среди российских участников внешнеэкономической деятельности. Немаловажную роль в распространении электронного декларирования играет текущая стратегия развития таможенной системы, реализуемая ФТС России во исполнение поручений высшего руководства страны. Так, в рамках поручения Президента РФ к концу 2010 года ФТС России обеспечила техническую готовность всех таможенных постов к приему деклараций в режиме ЭД2.

Что касается введения обязательного электронного декларирования, следует отметить, что Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (вступил в силу 29 декабря 2010 года) закрепляет общее правило, согласно которому декларация на товары подается в электронной форме1. При этом устанавливается переходный период, в рамках которого до 1 января 2014 года таможенное декларирование может производиться по выбору декларанта в письменной или электронной форме2. Таким образом, можно с высокой долей вероятности утверждать, что с 1 января 2014 года участники внешнеэкономической деятельности будут обязаны декларировать товары исключительно в электронной форме.

Вышеуказанное обстоятельство необходимо учитывать при долгосрочном планировании внешнеэкономической деятельности. Более того, рекомендуется уже сейчас рассмотреть вопрос о переходе на электронную форму декларирования (по возможности на ЭД2), так как нельзя исключать вероятность того, что обязательность данной формы декларирования будет введена раньше упомянутого срока.

При этом важно иметь ввиду, что переход на электронное декларирование предполагает определенные временные и финансовые затраты. В частности, может возникнуть необходимость в приобретении специального сертифицированного программного и аппаратного обеспечения, в получении электронной цифровой подписи, в заключении специального соглашения с ФТС России и т.п. Однако нельзя не учитывать и то обстоятельство, что по мнению многих специалистов, вышеуказанные затраты в будущем должны будут компенсироваться за счет преимуществ, описанных выше.

 

Аналитический отдел IFCG
12.04.2012

1 Пункт 1 статьи 204 Федерального закона от 27 ноября 2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». 2 Пункт 4 статьи 322 Федерального закона от 27 ноября 2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».