Изменения в таможенном законодательстве

  1. Корректировка таможенной стоимости товаров после их выпуска по инициативе декларанта
  2. ФТС России принят новый Административный регламент по принятию предварительных решений по классификации товаров
  3. Декларирование вывозимых товаров с указанием одного классификационного кода
  4. ФТС России утверждена новая инструкция о декларировании компонентов единой производственной линии, ввозимых в рамках одного кода ТН ВЭД ТС

Корректировка таможенной стоимости товаров после их выпуска по инициативе декларанта

В соответствии с Порядком корректировки таможенной стоимости товаров (Решение Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. № 376), корректировка заявленной таможенной стоимости товаров может быть осуществлена после их выпуска по обращению декларанта. Обращение оформляется в произвольной форме и представляется таможенным органам в комплекте с такими документами, как декларация таможенной стоимости, форма корректировки таможенной стоимости, а также документами, подтверждающими содержащиеся в них сведения.

Обращение не принимается к рассмотрению таможенными органами в случаях истечения трехлетнего срока контроля после выпуска товаров, а также при невыполнении требований по оформлению и предоставлению вышеперечисленных документов. По результатам рассмотрения обращения таможенные органы могут принять решение о согласии с корректировкой или о несогласии с корректировкой по причинам несоблюдения декларантом требований таможенного законодательства Таможенного союза.

Описанные выше положения Порядка корректировки таможенной стоимости товаров свидетельствуют об определенном сдвиге в проблеме корректировки таможенной стоимости после выпуска по инициативе декларанта, например, в случаях пересортицы или недостачи товаров, которая была обнаружена после выпуска. Так, в соответствии с ранее действовавшим таможенным законодательством, декларанты были фактически лишены права корректировки таможенной стоимости после выпуска по своей инициативе, так как четко прописанного порядка не было. Вместе с тем, на данный момент нам не известна практика применения положений Порядка корректировки таможенной стоимости товаров. Кроме того, открытым остается вопрос возможной административной ответственности декларанта за недостоверное декларирование, которая может последовать в результате реализации декларантом описанных выше положений.

ФТС России принят новый Административный регламент по принятию предварительных решений по классификации товаров

ФТС России принят новый Административный регламент по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного Союза (приказ ФТС России № 1957 от 25 октября 2010 года).

Анализируя новый регламент, а также положения Таможенного кодекса Таможенного союза, можно говорить о следующих изменениях в порядке выдачи и действия предварительных решений о классификации товаров:

  • Изменился срок действия предварительных решений: три года вместо пяти лет.
  • Если ранее полномочиями по принятию предварительных решений обладала только ФТС России, то теперь заинтересованные лица могут обращаться с запросами как в ФТС России, так и в таможенные органы, определяемые ею (региональные таможенные управления). Указанные таможенные органы наделены полномочиями по принятию предварительных решений в отношении определенных категорий товаров (приказ ФТС России от 21 марта 2011 года № 597).
  • Установлена новая форма заявления о предоставлении данной государственной услуги (ранее – запрос). Изменены требования к сведениям, прилагаемым к заявлению. Если раньше предоставление проб и образцов товара являлось обязательным, то в настоящее время они представляются при необходимости. Однако следует заметить, что у таможенного органа остается право в случае, если представленные заявителем сведения недостаточны для принятия предварительного решения, запросить недостающие документы (в том числе пробы и образцы товара), что может привести к увеличению срока принятия предварительного решения.
  • Изменения коснулись и понятия заявителя. По новому порядку заявителем может являться юридическое лицо, организация, не являющаяся юридическим лицом, созданные в соответствии с законодательством государства–члена Таможенного союза, а также физическое лицо, имеющее постоянно место жительства в государстве–члене Таможенного союза, в том числе индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в соответствии с законодательством государства–члена Таможенного союза. То есть филиалы также могут обращаться с заявлениями о принятии предварительных классификационных решений.

Регламентом предусмотрена возможность направления заявления о предоставлении указанной государственной услуги также в виде электронного документа через Единый портал государственных и муниципальных услуг, размещенный в сети Интернет. Также предусмотрено, что форма данного электронного документа подлежит размещению на информационном сайте ФТС России. Однако на практике данные положения в настоящий момент не реализованы.

Также новым регламентом предусмотрена возможность изменения предварительного решения в случае выявления заявителем и таможенным органом (ранее – только таможенным органом) ошибок, допущенных при его принятии.

Декларирование вывозимых товаров с указанием одного классификационного кода

11 апреля 2011 года вступает в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 117 «Об установлении случаев, в которых вывозимые из Российской Федерации товары могут декларироваться с указанием одного классификационного кода единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза».

Постановление принято в рамках реализации положений части 2 статьи 216 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон). Статья 216 Закона определяет, что по желанию декларанта товары различных наименований, содержащиеся в одной товарной партии, ввозимые в Российскую Федерацию или вывозимые из нее, могут декларироваться с указанием одного классификационного кода по ТН ВЭД ТС при выполнении условий, предусмотренных этой статьей. Случаи, когда вывозимые товары могут декларироваться с указанием одного классификационного кода ТН ВЭД ТС, определяются Правительством Российской Федерации.

Правительство в указанном Постановлении определило следующие случаи:

  1. При помещении под таможенную процедуру экспорта:
    • – запасных частей для товаров, классифицируемых кодами групп 84-90, 93 ТН ВЭД ТС, а также частей общего назначения из различных материалов (фитинги для труб или трубок, винты, болты, гайки, глухари, ввертные крюки, заклепки, шпонки, шплинты, шайбы (включая пружинные), в том числе пружины, рессоры и листы для них, прокладки, манжеты, сальники, уплотнения, крепежная арматура, фурнитура);
    • – товаров, классифицируемых кодами товарных позиций 2710, 2711 ТН ВЭД ТС (например, нефтепродукты) и декларируемых путем подачи временной таможенной декларации в соответствии со статьей 214 Закона, если в отношении таких товаров установлена одинаковая ставка вывозной таможенной пошлины;
  2. При помещении под таможенную процедуру временного вывоза
    • – товаров, предназначенных для проведения выставок, ярмарок, спортивных соревнований и тренировок, концертов, конкурсов, фестивалей и иных подобных мероприятий, и товаров, предназначенных для освещения в средствах массовой информации указанных мероприятий, а также официальных и иных мероприятий, если в отношении таких товаров не установлены ставки вывозных таможенных пошлин и (или) не применяются запреты и ограничения.

ФТС России утверждена новая инструкция о декларировании компонентов единой производственной линии, ввозимых в рамках одного кода ТН ВЭД ТС

Данная инструкция утверждена приказом ФТС России от 4 февраля 2011 года № 206, который вступает в силу 30 апреля 2011 года и автоматически отменяет ныне действующую инструкцию (приказ ГТК России от 23 августа 2001 года № 388).

Новая инструкция (как и прежняя) определяет порядок, в соответствии с которым лица могут ввозить единый комплекс производственного оборудования по частям и декларировать все части одним кодом ТН ВЭД ТС. Главным условием такого декларирования является наличие решения ФТС России по классификации всех ввозимых компонентов одним кодом ТН ВЭД ТС.

Основные отличия новой инструкции от прежней заключаются в следующем:

  1. Отменяется необходимость ожидания получения таможней решения ФТС России по классификации всех ввозимых компонентов одним кодом ТН ВЭД ТС: декларант сам получает данное решение в ФТС и передает его в таможню.
  2. Сокращен перечень документов и сведений, представляемых в таможню (помимо вышеуказанного решения ФТС) для целей получения разрешения таможни декларировать компоненты единым кодом ТН ВЭД ТС.
  3. Упрощена и ускорена процедура получения вышеуказанного разрешения таможни.

 

Аналитический отдел IFCG
01.02.2012