Обзор изменений законодательства Таможенного союза и Единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС, международных договоров России, федеральных законов, актов Президента и Правительства Российской Федерации, ведомственных актов федеральных органов исполнительной власти за ПЕРВЫЙ квартал 2014 года

 

I. ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

(СТАВКИ ПОШЛИН, КЛАССИФИКАЦИЯ ТОВАРОВ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ, ПРАВИЛА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ, ТАРИФНЫЕ ЛЬГОТЫ)

 

1. Разъяснения по вопросам, связанным с таможенной стоимостью.

Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 2013 года № 96

Арбитражным судам даны разъяснения по некоторым вопросам практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, а именно:

- разъяснен вопрос о том, что стоимость сделки с ввозимыми товарами не может считаться документально подтвержденной, количественно определенной и достоверной, если декларант не представил доказательства заключения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме или содержащаяся в такой сделке информация о цене не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях поставки и оплаты товара либо имеются доказательства ее недостоверности;

- под продажей товаров для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза

следует понимать сделки, направленные на возмездный переход права собственности на соответствующий товар (в частности, купля-продажа, поставка, мена, отступное);

- обязанность доказать наличие оснований, исключающих применение первого метода определения таможенной стоимости товара, а также невозможность применения иных методов в соответствии с установленной законом последовательностью лежит на таможенном органе.В частности, такими основаниями могут являться доказанный таможенным органом факт недостоверности представленных декларантом документов и содержащейся в них информации либо противоречивость сведений, касающихся условий определения таможенной стоимости.

 

2. Снижены пошлины на импорт упаковочной бумаги и картона с 15% до 5%.

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29 января 2014 года № 9

Установлено, что при ввозе отдельных видов бумаги и картона, классифицируемых в товарных подсубпозициях 4810 13 800 9 и 4810 19 900 0, ставка ввозной таможенной пошлины в размере 5% от таможенной стоимости применяется с 1 марта 2014 по 31 августа 2014 включительно.

Решение вступает в силу с 28 февраля 2014г.

 

3. Утилизационный сбор.

Письмо ФНС России от 28 февраля 2014 № ГД-4-3/3507

Разъяснен вопрос об определении коэффициента при расчете суммы утилизационного сбора в отношении шасси. Для определения коэффициента расчета суммы утилизационного сбора необходимо руководствоваться технически допустимой массой транспортного средства, указанной в Одобрении типа шасси.

 

4. Повышена ввозная таможенная пошлина в отношении двигателей переменного тока.

Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 31 января 2014 № 3

По 31 декабря 2015 включительно в отношении многофазных двигателей переменного тока прочих мощностью от 7,5 кВт до 37 кВт (код 8501 52 300 0 ТН ВЭД ТС) ставка ввозной пошлины составляет 5% от таможенной стоимости.

Решение вступает в силу с 20 февраля 2014 г.

 

5. Специальная таможенная процедура: пересмотрены правила применения.

Федеральный закон от 21 декабря 2013 № 361-Ф3 "О внесении изменений в статью 303 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации"

Согласно поправкам в рамках специальной таможенной процедуры отдельные категории товаров по перечню (товары, вывозимые с таможенной территории таможенного союза и предназначенные для обеспечения функционирования посольств, консульств; вооружение, военная техника, боеприпасы и иные материальные средства, перемещаемые через таможенную границу таможенного союза между воинскими частями (учреждениями, формированиями) государств - членов таможенного союза, дислоцированными на территории таможенного союза и за пределами этой территории, перемещаемые с целью поддержания их боевой готовности; товары, перемещаемые через таможенную границу таможенного союза и предназначенные для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций и пр.) ввозятся в Россию или экспортируются без уплаты пошлин, налогов и без запретов и ограничений, кроме случаев, определенных таможенным законодательством ТС в отношении этой продукции.

Федеральный закон от 21 декабря 2013 № 361-Ф3 вступает в силу с 23 января 2014г.

 

 

II. НЕТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

(ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ, АНТИДЕМПИНГОВЫЕ, КОМПЕНСАЦИОННЫЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗАЩИТНЫЕ МЕРЫ)

 

1. Квотирование экспорта.

Федеральный закон от 4 марта 2014 № 22-ФЗ "О внесении изменения в статью 36 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе"

Согласно поправкам аукцион больше не применяется как метод распределения между участниками ВЭД объемов тарифных квот в отношении ввозимых товаров. Это обусловлено вступлением России в ВТО.

Федеральный закон вступает в силу с 5 марта 2014г.

 

2. Экспортный контроль.

Федеральный закон от 21 декабря 2013 № 372-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экспортном контроле"

Законом установлено, что Президент РФ определяет перечень иностранных государств и виды

контролируемых товаров, в отношении которых устанавливается режим безлицензионного экспорта, а также принимает решения о прекращении либо приостановлении действия данного режима. Указанные действия производятся по представлению Правительства РФ.

Право на безлицензионный экспорт дается участникам ВЭД, которые не менее 3 лет работают с объектами, которые могут быть использованы при создании вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении терактов, и не допустили в течение этого срока нарушений. У руководителя и управленцев по части ВЭД при этом не должно быть судимости за умышленные преступления, а в штате должен быть хотя бы 1 работник с аттестатом специалиста в области экспортного контроля. Планируется вести реестр таких участников ВЭД.

Федеральный закон вступает в силу с 22 июня 2014г.

 

 

III. ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

 

1. Декларирование микроволновых печей, холодильников и пр. техники с обязательным представлением документа о подтверждении требованиям техническим Таможенного союза.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 января 2014 года N 2 утвержден перечень продукции (электрочайники, стиральные машины, пылесосы и прочие электрические аппараты и приборы бытового назначения), в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается обязательным представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "Электромагнитная совместимость технических средств" (ТР ТС 020/2011).

Решение вступает в силу с 16 марта 2014 г.

 

2. Декларирование мебели с обязательным представлением документа о подтверждении требованиям техническим Таможенного союза.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 марта 2014 года N 44 утвержден перечень продукции (столы, стулья, кресла, диваны и прочие изделия), в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается обязательным представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности мебельной продукции" (ТР ТС 025/2012).

Решение вступает в силу с 17 апреля 2014 г.

 

 

IV. ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ

(ПРАВИЛА ДЕКЛАРИРОВАНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ, ВЗИМАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ)

 

1. Изменены правила заполнения полей платежных документов.

Письмо ФТС России от 26 декабря 2013 года № 01-11/59519

В соответствии с Правилами указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 12 ноября 2013 г. N 107н, в поле 105 платежного документа вместо кода ОКАТО с 1 января 2014 г. указывается код, присвоенный территории муниципального образования (межселенной территории) или населенного пункта, входящего

в состав муниципального образования в соответствии с Общероссийским классификатором территорий муниципальных образований (далее - ОКТМО). При перечислении денежных средств на счет Федерального казначейства N 40101810800000002901 плательщиками таможенных и иных платежей в поле 105 платежного документа должен указываться код ОКТМО 45328000.

В соответствии с пунктом 2 статьи 855 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 2 декабря 2013 г. N 345-ФЗ "О внесении изменений в статью 855 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации") при перечислении таможенных и иных платежей на счет органа Федерального казначейства в поле 21 платежного документа указывается пятая очередность платежа.

 

2. Подача таможенной декларации.

Приказ ФТС России от 5 декабря 2013 № 2299 "О непредставлении документов, подтверждающих полномочия лица, подающего декларацию на товары в электронной форме"

ФТС разъясняет, что при подаче таможенной декларации в электронной форме таможенные органы не должны требовать представления документа, удостоверяющего личность, для подтверждения полномочий лица, подающего таможенную декларацию.

Приказ вступает в силу с 3 марта 2014г.

 

3. Подача таможенной декларации.

Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15 января 2013 № 1 "О единообразном оформлении перечня продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза"

Уполномоченным органам государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства рекомендована к применению новая форма, используемая при подготовке проектов перечней продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза.

В рамках Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15 января 2013 г. № 1 Коллегия рекомендует при подготовке проектов перечней продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением сертификата или декларации соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза использовать унифицированную форму перечней. Форма содержит такие графы, как наименование продукции, код ТН ВЭД ТС, вид документа об оценке (подтверждении) соответствия, примечание. Предполагается, что такая форма перечня позволит исключить

неоднозначные ситуации, когда объективно непонятно какой из документов об оценке (подтверждении) соответствия должен быть получен для соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза.

 

4. Таможенная декларация. Классификаторы.

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 февраля 2014 № 27 "О внесении изменений в Решение Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 № 378"

Внесены уточнения в классификаторы, используемые для заполнения таможенных деклараций. В новой редакции изложены отдельные позиции классификатора видов документов, классификатора видов налогов, сборов и иных платежей, классификатора стран мира.

Решение вступает в силу с 28 марта 2014г.

 

5. С 1 января 2014 года в России импортируемые и экспортируемые товары декларируются только в электронной форме.

ФТС России проведен комплекс технических, технологических и организационных мероприятий, который обеспечил введение с 1 января 2014 года обязательного таможенного декларирования в электронной форме в соответствии с п. 4 ст. 322 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации". То есть участник ВЭД теперь будет общаться с таможенными органами исключительно в электронной форме. Исключение составят случаи, определенные правительством РФ и связанные с особенностями отдельных товаров и процедур, тогда декларирование товаров по желанию участника ВЭД может осуществляться в письменной форме.

На сегодняшний день в работе находится проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении категорий товаров, лиц, перемещающих товары, а также таможенных процедур, при которых таможенное декларирование товаров может осуществляться в письменной форме». В данном постановлении перечислены случаи, когда с 1 января 2014 года декларанты смогут осуществлять таможенное декларирование в письменной форме.

 

6. Порядок использования ЕАИС.

Приказ ФТС РФ от 17 сентября 2013 года N 1761

Утвержден Порядок использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля.

Приказ вступает в силу с 12 ноября 2014г.

 

7. Взимание налогов и сборов таможенными органами.

Приказ ФТС России от 17 февраля 2014 № 231 "Об утверждении Перечня соответствия видов налогов, сборов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, кодам бюджетной классификации"

На 2014 год (плановый период 2015 - 2016 гг.) утвержден Перечень видов платежей, взимаемых таможенными органами, и соответствующих им КБК.

 

8. Налог на прибыль организаций / Таможенные пошлины.

Письмо Минфина России от 27 декабря 2013 № 03-03-05/57806

Если в отношении товаров, вывозимых с территории Таможенного союза, не могут быть представлены точные сведения об их количестве или таможенной стоимости, допускается их временное таможенное декларирование. Таможенные пошлины, уплачиваемые в этом случае, учитываются в расходах при определении базы по налогу на прибыль на дату составления временной таможенной декларации.

 

9. Электронный документооборот.

Федеральный закон от 12 марта 2014 № 33-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В ряд законодательных актов внесены изменения, касающиеся использования электронной подписи при удостоверении документов в электронном виде. Изменения в основном коснулись наименования электронной подписи.

Федеральный закон вступает в силу с 12 марта 2014г. (за исключением отдельных положений).

 

10. Срок возврата излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов.

ФАС Дальневосточного округа в Постановлении № Ф03-6866/2013 от 29.01.2014 пояснил, что излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика в течение одного месяца.

 

11. Предоставление информации участникам ВЭД.

Информация ФНС России о запуске нового электронного сервиса для экспортеров в рамках Таможенного союза

На сайте ФНС России размещен электронный сервис, позволяющий участникам ВЭД получать информацию о поступлении электронной копии заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов из налоговых органов страны-импортера (заявителя) в налоговые органы страны-экспортера.

 

12. Эксперимент на российско-финской границе в отношении товаров, перевозка которых сопровождается книжкой МДП.

Пресс-служба СЗТУ сообщила о том, что с 00.00 часов 20.03.2014 года на МАПП "Торфяновка" проводится эксперимент по применению мер обеспечения соблюдения таможенного транзита. В целях оптимального распределения нагрузки на пункты пропуска, на основании распоряжения ФТС России от 18.02.2014 № 58-р «О проведении эксперимента» при перемещении товаров через таможенный пост МАПП Торфяновка с 00.00 часов 20.03.2014 года проводится эксперимент по применению мер обеспечения соблюдения таможенного транзита, предусмотренных пунктом 1 статьи 217 Таможенного кодекса Таможенного союза, в отношении товаров, перевозка которых сопровождается книжкой МДП.

Но несмотря на опубликованное пресс-службой Северо-Западного таможенного управления уведомление о требованиях с 00 часов 20 марта 2014 г. дополнительных гарантий при перевозках по книжкам МДП через МАПП Торфяновка Выборгской таможни, оформление процедуры МДП по факту продолжает осуществляться в штатном режиме

По неофициальной информации, введение дополнительных гарантий при перевозках по книжкам МДП через МАПП Торфяновка Выборгской таможни перенесено на 21 апреля 2014 г.

 

13. В странах Таможенного союза появится «единое окно».

Проект полностью урегулирует внешнеэкономическую деятельность между странами. Это ускорит и упростит все таможенные формальности. Работать «единое окно» будет только в России, Беларуси и Казахстана.

Новая услуга проста. При совершении операций участник единожды предоставляет свои данные, после чего они будут доступны всем госорганам.

 

 

V. МЕРЫ ПО ЗАЩИТЕ И ОХРАНЕ

ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ В СВЯЗИ С ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ

 

1. Интеллектуальная собственность.

Решение Высшего Арбитражного суда РФ от 26 февраля 2014 № ВАС-19853/13 о признании недействующим Порядка действий таможенных органов Российской Федерации при принятии мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, утвержденного Приказом ФТС России от 25 марта 2011 № 626

Высший Арбитражный суд РФ признал недействующим Порядок действий таможенных органов Российской Федерации при принятии мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности по причине того, что оспариваемый Порядок, исходя из оценки содержания его текста, носит нормативный характер, вместе с тем не прошел государственную регистрацию и не опубликован в установленном порядке, следовательно, применение оспариваемого Порядка как нормативного правового акта противоречит названному Указу Президента Российской Федерации.

 

2. Интеллектуальная собственность.

Федеральный закон от 12 марта 2014 № 35-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Законом внесены поправки в Гражданский кодекс в сфере интеллектуальной собственности, а именно:

- установлено, что исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий могут быть предметом залога в той мере, в какой правила Гражданского кодекса допускают их отчуждению;

- утверждено изменение наименования слова "право собственности" на "вещные права";

- уточнено что не может быть признано секретом производства;

- и другие.

Большая часть положений Закона вступит в силу с 1 октября 2014 года.

 

 

VI. ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ

 

1. Банковская гарантия.

Письмо ФТС РФ от 23 января 2014 года N 01-11/02556 "О направлении образца банковской гарантии"

В целях единообразного применения таможенными органами положений статей 138 и 139 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) и реализации возможности использования генерального обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, предоставляемого в виде банковской гарантии, в любом таможенном органе ФТС России рекомендует таможенным органам принимать банковские гарантии, составленные согласно установленному Письмом образцу.

Образец разработан на основании положений статей 368 - 379 Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом требований части 4 статьи 141 Федерального закона.

 

2. Валютный контроль.

Письмо ФНС России от 4 марта 2014 № ЕД-4-2/3663 "О направлении информации в таможенные органы"

Информация о выявленных налоговыми органами фактах незаконного перемещения через таможенную границу ценных бумаг должна направляться в таможенные органы. Речь идет о ценных бумагах, эмитентами которых выступают нерезиденты и местом выпуска которых являются государства, не являющиеся членами Таможенного союза.

 

3. Валютные операции.

Информационное письмо Банка России от 21 января 2014 № 43

Банком России разъясняются некоторые вопросы по применению Инструкции Банка России от 4 июня 2012 № 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением", касающиеся представления документов и информации, связанных с проведением валютных операций, в соответствии с новыми требованиями, например:

- разъяснен вопрос о представлении справки о подтверждающих документах в случае вывоза (ввоза) товара с территории (на территорию) Российской Федерации товаров;

- разъяснен вопрос о том какой код вида валютной операции следует указывать резиденту в справке о валютных операциях при оплате товара, ввезенного (вывезенного) на территорию Российской Федерации (с территории Российской Федерации), при наличии у резидента декларации на товары, когда оплата такого товара осуществляется в день оформления декларации на товары или в первые 6 рабочих дней с даты ее оформления;

- разъяснен вопрос о том в каком виде уполномоченный банк обеспечивает хранение документов, указанных в подпунктах 19.1.2 и 19.1.8 пункта 19.1 Инструкции N 138-И.

- разъяснен вопрос о том, что понимается под "продолжением исполнения обязательств по контракту" и "завершением исполнения обязательств по контракту".

 

4. Отток капитала из России через государства Таможенного союза (ТС) с помощью сомнительных операций становится невозможным.

Центробанк, как и обещал, фактически объявил войну сделками по так называемым белорусско-казахстанским схемам, которые могут использоваться для вывода средств из страны. В начале февраля регулятор внес изменения в положение от 02.03.2012 № 375-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (с изменениями и дополнениями).

 

 

VII. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ РОССИИ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ. ВТО.

 

1. Всемирная торговая организация.

Постановление Правительства РФ от 31 января 2014 № 68 "Об обеспечении деятельности Постоянного представительства Российской Федерации при Всемирной торговой организации"

Утверждено Положение о Постоянном представительстве Российской Федерации при ВТО. Задачами и функциями Постоянного представительства являются: участие в разработке и обеспечении реализации единой торговой политики и позиции РФ в рамках ВТО; ведение переговоров с ВТО и в ее рамках, участие в разработке проектов международных договоров; участие в выработке и реализации мер по обеспечению благоприятных условий интеграции

экономики РФ в мировую экономику.

 

2. Развитие экспорта.

Распоряжение Правительства РФ от 25 февраля 2014 № 259-р "О внесении изменений в план мероприятий ("дорожную карту") "Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта"

Утверждена новая редакция "дорожной карты" по поддержке доступа на рынки зарубежных стран и поддержке экспорта. Предусматривается постепенное сокращение количества документов, требуемых для пропуска товара через границу, и увеличение объема кредитов, предоставляемых Внешэкономбанком.

Распоряжение вступает в силу с 25 февраля 2014г.

 

3. Реализация положений «Дорожной карты»: упрощение таможенного декларирования.

Приказ ФТС России от 05.12.2013 № 2299 "О непредставлении документов, подтверждающих полномочия лица, подающего декларацию на товары в электронной форме" устанавливает, что при подаче таможенной декларации в электронной форме таможенные органы не вправе требовать представления документа, удостоверяющего личность лица, подающего таможенную декларацию. Стоит отметить, что такое решение об упрощении порядка таможенного декларирования товаров в электронном виде было принято в продолжение реализации положений «Дорожной карты», разработанной бизнес сообществом вместе с Правительство РФ и утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 29.06.2012 № 1125-р.

 

4. Армения намеревается вступить в Таможенный союз.

Армения выполнила 97 пунктов "Дорожной карты" по вступлению в ТС. В настоящий момент достигнуто согласие по поводу того, чтобы приступить к подготовке проекта договора о присоединении Армении к ТС. Армения может вступить в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана в 2014 году. Кроме того, президент России Владимир Путин отметил, что считает возможным перейти к подготовке проекта договора о присоединении Армении к будущему Евразийскому экономическому союзу. Страна осуществила почти половину мероприятий, предусмотренных для вступления в Таможенный союз.

 

5. Соглашение Индии с Таможенным союзом увеличит объем российско-индийской торговли.

Возможное подписание Индией соглашения об экономическом сотрудничестве с Таможенным союзом России, Белоруссии и Казахстана может в значительной мере увеличить товарооборот между РФ и Индией.

 

6. Соглашение о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах между Россией и Палестиной.

24 января 2014 года первым заместителем руководителя ФТС России Владимиром Малининым и Чрезвычайным Полномочным Послом Государства Палестина в Российской Федерации Фаедом Мустафой в присутствии министров иностранных дел двух стран подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Государства Палестина о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах.

Соглашение создает правовую основу для развития двустороннего взаимодействия между таможенными службами в целях осуществления запросно-справочной работы, организации обмена статистическими данными, информацией о таможенной стоимости товаров, а также предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых между Россией и Палестиной.

Кроме того Соглашение предусматривает организацию сотрудничества в правоохранительной сфере в целях предотвращения и пресечения таможенных правонарушений, а также в области обучения и обмена специалистами таможенных служб.

 

7. Соглашение о сотрудничестве ФТС с налоговой разведкой Нидерландов.

Председатель правительства РФ подписал распоряжение о переговорах между ФТС России и Службой налоговой разведки и розыска Королевства Нидерландов. Переговоры направлены на заключение соглашения о сотрудничестве двух служб в сфере борьбы с легализацией /отмыванием/ полученных преступным путем доходов, а также с финансированием терроризма. Предметом соглашения должен стать обмен информацией о перемещении физическими лицами наличных денег через государственные границы РФ и Нидерландов.

 

 

VIII. ИНЫЕ ВОПРОСЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УСЛОВИЯ ИМПОРТА ИЛИ ЭКСПОРТА ТОВАРОВ

 

1. Таможенный транзит.

Решение Высшего Арбитражного суда РФ от 26 февраля 2014 № ВАС-17458/13 "О признании недействующими писем ФТС России от 14 октября 2013 № 01-11/45617, от 14 октября 2013 № 01-11/45603, от 18 октября 2013 № 01-11/46696, от 25 октября 2013 № 01-11/479332"

Письма ФТС России о помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита с использованием книжек МДП только при наличии обеспечительных мер признаны недействующими.

 

2. Специальная таможенная процедура.

Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 19 февраля 2014 № 8 "О внесении изменения в перечень категорий товаров, в отношении которых может быть установлена специальная таможенная процедура, и условий их помещения под такую таможенную процедуру"

В отношении товаров, предназначенных для использования в рамках международного сотрудничества в области исследования и использования космического пространства, может быть установлена специальная таможенная процедура без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения запретов и ограничений.

Решение вступает в силу с 23 марта 2014г.

 

3. Ввоз медицинских изделий.

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 3 марта 2014 № 01И-217/14 "О порядке ввоза медицинских изделий с целью регистрации"

Росздравнадзор приводит рекомендуемую форму заявления на ввоз медицинских изделий с целью регистрации и образец его заполнения. Также указан перечень документов, которые в обязательном порядке прилагаются к заявлению.

 

4. Российская таможня усилила контроль на границе с Украиной.

ФТС сообщает, что таможенные органы РФ усилили контроль в пунктах пропуска на границе с Украиной, При проведении досмотра задерживается оружие, наркотики и запрещенная к распространению литература.

 

 

ДОПОЛНЕНИЕ

Выполнение Россией обязательств по соглашениям с ВТО.

В связи с присоединением к Всемирной торговой организации (ВТО), Россия взяла на себя ряд обязательств, в том числе, по поэтапному снижению ставок ввозных таможенных пошлин практически на все товары, включенные в Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее -"ТН ВЭД ТС"), и по предоставлению равных условий для импортеров товаров и отечественных производителей. Снижение ставок таможенных пошлин согласно Приложениям I и II к Протоколу от16 декабря 2011 года "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года" (далее - "Протокол"), Россия взяла на себя обязательства по ежегодному снижению ставок ввозных таможенных ошлин на товары. Первый этап снижения ставок ввозных таможенных пошлин был назначен на 1 сентября 2013 года. Для осуществления этого этапа в рамках Таможенного союза был принят ряд нормативно-правовых актов о снижении ставок ввозных таможенных пошлин на товары. Ставки ввозных таможенных пошлин были снижены на такие товары, как, например, мобильные телефоны, компьютерные мониторы и лекарственные средства. Предоставление равных условий для импортеров товаров и отечественных производителей. При оценке выполнения Россией обязательств по предоставлению равных условий для импортеров товаров и отечественных производителей в рамках ВТО необходимо уделить внимание ситуации, сложившейся вокруг утилизационного сбора. Данный сбор был установлен с 1 сентября 2012 года на ввозимые транспортные средства. Величина сбора зависит от характеристик транспортного средства. Введение такого сбора в ЕС вызвало протест и было расценено как дискриминационная мера, противоречащая принципам ВТО. В результате, 9 июля 2013 года ЕС начал процедуру разрешения спора. Процедура разрешения спора включает проведение консультаций между сторонами. По итогам периода проведения консультаций Россия согласилась внести поправки в закон "Об отходах производства и потребления", согласно которым утилизационный сбор также будет применяться ко всем транспортным средствам, выпущенным отечественными производителями, начиная с1 января 2014 года. Базовые ставки на легковые автомобили, грузовики и автобусы будут идентичны тем ставками, которые применяются в отношении импортируемых транспортных средств.

 

Ситуация с книжками МДП накануне 2014г.

Использование книжки МДП как гарантии обеспечения уплаты таможенных платежей прит ранзите через территорию Российской Федерации. Книжка МДП (TIR Carnet) представляет собой документ таможенного транзита, выступающий в качестве международной гарантии обеспечения уплаты пошлин и налогов на товары, перевозимые автомобильным транспортом, в пределах сумм, определенных договаривающимися

сторонами, и в соответствии с условиями Конвенции МДП. С июля 2013 года Федеральная таможенная служба издала ряд писем с инструкциями о применении обеспечения при транзитной перевозке грузов через территорию России. Согласно данным письмам, товар может быть помещен под процедуру таможенного транзита с использованием книжки МДП лишь при условии, что соблюдение процедуры таможенного транзита обеспечено мерами, закрепленными в таможенном законодательстве Таможенного союза, например, банковской гарантией. Положения данных писем исключили для перевозчиков возможность использовать книжки МДП в качестве обеспечительной меры для транзитных перевозок через территорию Российской Федерации в некоторых регионах и сделали обязательным внесение обеспечения, предусмотренного таможенным законодательством ТС. 14 октября 2013 года состоялось заседание Высшего арбитражного суда (ВАС) по заявлению Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), которая выступает в качестве гаранта исполнения обязательств по книжкам МДП в России. В ходе заседания решался вопрос, считать ли письма ФТС недействительными в связи с тем, что они противоречат обязательствам Российской Федерации по Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП 1975 года). Суд постановил, что письма не соответствуют нормам законодательства. В тот же день ФТС отменила письма и выпустила новые с аналогичным содержанием. В конце ноября состоялось рабочее совещание Правительства Российской Федерации под председательством первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова. По итогам совещания было высказано мнение о необходимости восстановления действия Конвенции МДП на всей территории Российской Федерации. Однако ФТС объявила о своем намерении прекратить сотрудничество с АСМАП на территории Российской Федерации с 1 июля2014 года по причине непогашенной задолженности Ассоциации, связанной с обеспечением выполнения обязательств по книжкам МДП. Также ФТС было принято решение о том, что при оформлении транзита книжки МДП применяются в качестве обеспечения в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза только в регионах деятельности Выборгской, Карельской и Мурманской таможен Северо-Западного таможенного управления.

 

 

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ IFCG

05 апреля 2014 года