Хотите быстро получить ответ на конкретный вопрос?
Воспользуйтесь услугой Экспресс-консалтинга!

Таможенный консалтинг

Таможенный консалтинг

Российское таможенное законодательство – сложная и противоречивая система. Ему свойственны постоянные изменения, многочисленные пробелы, отсутствие единообразного толкования. Примером может служить Соглашение «Об определении таможенной стоимости товаров...» от 25 января 2008 года, которое практически каждый таможенный орган толкует по-своему и, как правило, не в пользу участника ВЭД. Это влечет включение дополнительных и зачастую явно лишних компонентов в таможенную стоимость товаров и, как следствие, увеличение таможенных платежей.

Не лучше обстоят дела и с самой таможенной системой, которая переживает постоянные реорганизации, изменения системы администрирования.

Мы надеемся, что консультации наших специалистов помогут Вам сформировать четкое и правильное понимание процессов, протекающих в таможенной сфере, эффективно организовать процесс таможенного оформления, минимизировать размер таможенных платежей и уровень «таможенных рисков».

Здесь вы можете более подробно ознакомиться с оказываемыми нами услугами по наиболее востребованным вопросам:

Заказ услуг

Если Вы заинтересованы в получении консультации в максимально короткий срок, рекомендуем воспользоваться услугой Экспресс-консалтинга. Вам не потребуется приезжать в наш офис или подписывать многостраничный договор: заказ происходит в режиме онлайн, оплата производится электронным способом по кредитной карте, таким образом мы сможем ответить на Ваш вопрос в течение нескольких часов!

По любым организационным вопросам Вы можете связаться с нами по телефону или электронной почте, приведенным в разделе Контакты

Наши последние консультации

 

 

По вопросу о Таможенном оформлении определенных категорий товаров, а в частности нефтехимической продукции, в Компанию IFCG обратилась крупная международная Компания. 

 В настоящее время, в связи с формированием единой таможенной территории в рамках Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана, отдельные вопросы таможенного оформления товаров, возимых в РФ и вывозимых из РФ, регулируются таможенным законодательством Таможенного союза.

 В соответствии со статьей 5 Соглашения России, Беларуси и Казахстана о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25 января 2008 года для ввоза на таможенную территорию Таможенного союза и вывоза с нее определенных категорий товаров необходимо получение лицензии и представление ее в таможенные органы при таможенном оформлении.  Полный перечень данных товаров утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 года № 132 и Решением Межгосударственнного совета ЕврАзЭс от 27 ноября 2009 года № 19 (далее – Единый перечень).

 Основываясь на вышесказанном, нашими специалистами была предоставлена следующая консультация:

 Форма заявления о представлении лицензии, а также перечень документов необходимых для ее получения, утверждены Соглашением о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 9 июня 2009 года.

 В частности, для целей ввоза в РФ или для вывоза с данной территории определенных товаров нефтехимической промышленности в таможенные органы представляется лицензии, выдаваемые российскими компетентными органами, а именно:

1)       Лицензия на ввоз/вывоз продукции, относящейся к сильнодействующим и ядовитым веществам, выдается Министерством промышленности и торговли Российской Федерации на основании соответствующих разрешений Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Постановление Правительства от 16 марта1996 года № 278).  Номенклатура таких веществ установлена пунктом  2.13. Единого перечня и Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 года № 930.

2)    Лицензия на ввоз/вывоз продукции, относящейся к озоноразрушающим веществам, а также продукции, содержащей озоноразрушкающие вещества, выдается Министерством промышленности и торговли на основании решения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Постановление Правительства РФ от 8 мая 1996 года № 563 «О регулировании ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции», Распоряжение Правительства РФ  от 23 сентября 2010 года № 1567-р). Перечень таких веществ установлен пунктом 2.1. Единого перечня.  

3)  Лицензия на ввоз/вывоз продукции, относящейся к опасным отходам, выдается Министерством промышленности и торговли Российской Федерации на основании разрешения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Постановление Правительства РФ от 17 июля 2003 г. N 442 «О трансграничном перемещении отходов»).  Номенклатура данной продукции утверждена пунктом 2.3 Единого перечня.

Отдельным пунктом следует отметить разрешительные документы, которые необходимо представлять в таможенные органы в рамках экспортного контроля. В настоящее время вопросы экспортного контроля регулируются на национальном уровне  (Федеральный закон от18 июля 1999 года N 183-ФЗ «Об экспортном контроле»), однако Решением Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 года № 782 утвержден проект Соглашения «О едином порядке экспортного контроля государств - членов Таможенного союза». Таким образом, следует учитывать, что ныне действующий в РФ порядок лицензирования в рамках экспортного контроля вскоре может быть изменен.  

 В настоящее время, при вывозе товаров, подпадающих под экспортный контроль, требуется лицензия Федеральной службы по техническому и экспортному контролю  (Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 года № 691 «Об утверждении Положения о лицензировании внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль»).

 Таможенные органы могут также потребовать письменное обязательство иностранного лица (получателя экспортируемых товаров) о том, что указанные товары  не будут использоваться в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки.

 К товарам, подпадающим по экспортный контроль в настоящее время относятся товары, включенные в следующие списки:

- Список ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль, утвержденный 14 февраля 1996 г. N 202;

- Список оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль, утвержденный 8 августа 2001 г. N 1005;

- Список химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль, утвержденный 28 августа 2001 г. N 1082;

- Список оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утвержденный 14 января 2003 г. N 36;

- Список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утвержденный от 5 мая 2004 г. N 580;

- Список микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю, утвержденный 20 августа 2007 г. N 1083.

 Помимо вышеуказанных разрешительных документов, при таможенном оформлении товаров, ввозимых  на территорию РФ или вывозимых с данной территории, могут требоваться и иные документы (сертификаты соответствия, свидетельства о государственной регистрации и пр.). Необходимость представления данных документов таможенным органам обусловлена индивидуальными особенностями каждого отдельного товара и на практике, как правило, определяется исходя из кодов товаров согласно Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС). Данные документы, как правило, не требуются при ввозе и вывозе продукции нефтехимической промышленности

 

 

 

 

В компанию IFCG обратилась Российская Компания с вопросом о порядке регистрации  компании в таможенном органе. Нашими  специалистами был рассмотрен  данный вопрос, и на основании опыта работы в данной сфере была предоставлена следующая консультация:

  Регистрация российской компании может быть осуществлена  в том таможенном органе, в котором данная компания планирует проводить таможенное оформление ввозимых/вывозимых товаров.  При этом компания вправе проводить таможенное оформление в любом российском таможенном органе (независимо от места регистрации данной компании). Для регистрации в таможенном органе необходимы, прежде всего, регистрационные и уставные документы компании. Разрешительная документация (т.е. лицензии, сертификаты и пр.) на данном этапе не требуется.  В настоящее время отсутствует законодательно закрепленный перечень документов, представляемых в таможенный орган при регистрации, в связи с чем, данный перечень может незначительно варьироваться в зависимости от конкретного таможенного органа.  Исходя из существующей практики таможенные органы, как правило, требуют следующие документы при регистрации:

  • Заявление о регистрации в таможенном органе по форме, представленной данным таможенным органом (оригинал)
  • Устав и изменения к нему (нотариально заверенная копия)
  • Учредительный договор и изменения к нему или копия решения о создании компании  (нотариально заверенная копия)
  • Решение учредителя о назначении генерального директора  (нотариально заверенная копия)
  • Приказ о назначении главного бухгалтера  (нотариально заверенная копия)
  • Документы, удостоверяющие личность генерального директора и главного бухгалтера (копия, заверенная компанией)
  • Бухгалтерский баланс за последний период (копия с отметкой налогового органа)
  • Документы (свидетельства о регистрации права собственности, договор аренды или субаренды), подтверждающие право использования офисных помещений (копия, заверенная компанией)
  • Свидетельство о государственной регистрации компании   (нотариально заверенная копия)
  • Свидетельство или уведомление о постановке на учёт в налоговых органах (нотариально заверенная копия)
  • Справка из Госкомстата о присвоении кодов (нотариально заверенная копия)
  • Выписка из ЕГРЮЛ (нотариально заверенная копия)
  • Внешнеторговый контракт, по которому будет проходить первая поставка товаров  (копия, заверенная компанией)
  • Паспорт сделки на вышеуказанный контракт, если он оформлялся (копия, заверенная банком)

 

 

Крупная российская компания обратилась в компанию IFCG для получения консультации по вопросу временного ввоза оборудования для проведения демонстрационных мероприятий и испытаний систем радиосвязи Представительством иностранной Компании как получателя ДЕМО оборудования.

  В рассматриваемой ситуации основным вариантом временного ввоза оборудования является ввоз, при котором  декларантом товара (т.е. лицом, подающим таможенную декларацию на товар российскому таможенному органу и осуществляющим все таможенные операции по ввозу и обратному вывозу оборудования) является иностранная организация в лице своего российского представительства.  В соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана, применяемым в настоящее время в Российской Федерации, представительство иностранной организации имеет право выступать в качестве декларанта товаров, ввозимых в рамках таможенной процедуры временного ввоза исключительно для собственных нужд данного представительства (т.е. не для целей реализации или использования в коммерческой деятельности).   

 Нашими специалистами в рамках данной темы был рассмотрен ряд вопросов.

1)перечень разрешительных документов  необходимых для  получения в органах власти РФ.

 При ввозе оборудования для проведения демонстрационных мероприятий и испытаний таможенные органы не должны требовать такие разрешительные документы как сертификат соответствия (декларация соответствия). При этом таможенные органы могут потребовать:

1)  разрешение ФСБ на ввоз шифровальной техники;

2) заключение Министерства обороны России о неотнесении оборудования к продукции военного  назначения;

3) заключение Роскомнадзора или ФГУП «Радиочастотный центр» о возможности ввоза оборудования на территорию РФ.

2) Перечень договоров/писем из штаб квартиры необходимые  для осуществления ввоза оборудования на территорию РФ.

 Для осуществления временного ввоза оборудования в РФ представительство иностранной компании должно представить в таможенные орган письмо (поручение, заказ и т.п), выданное иностранной компанией  представительству. В данном документе должно содержаться намерение иностранной компании отправить в адрес своего российского представительства конкретное оборудование с указанием срока и цели данной отправки (демонстрирование и проведение испытаний) и необходимости его обратного вывоза из РФ по завершении указанного срока. 

3)  Варианты передачи оборудования партнерам при временном ввозе оборудования.

 Существует определенный порядок передачи декларантом временно ввезенного оборудования иным лицам, который зависит от цели передачи. При этом существует исчерпывающий перечень целей передачи, при которых не требуется получение разрешения таможенного органа на данную передачу. К данным целям относятся цели проведения испытаний, исследования и тестирования, однако не относятся цели демонстрирования и экспонирования. Cледует сделать вывод о том, что представительству (для передачи  оборудования российской организации) будет необходимо получить письменное разрешение таможенного органа.  Для этого представительству следует  подать в таможенный орган заявление, составленное в произвольной письменной форме и содержащее сведения о номере таможенной декларации, поданной в отношении оборудования, о наименованиях и количестве оборудования о целях передачи оборудования, а также сведения о российском лице (полное наименование, адрес, контактные телефоны).  Таможенный орган также может потребовать заявление российского лица о принятии оборудования, содержащее все вышеуказанные сведения  и обязательство данного лица о соблюдении условий таможенной процедуры временного ввоза (т.е. обязательство не реализовывать товар, сохранять его в неизменном виде и пр.).

4) Перечень документов, подготавливаемых по совместной декларации.

 К подобным документам относятся:

- подтверждение заказа с описанием изделия и ценой от штаб-квартиры

-  письмо из головного офиса организации в представительство с объяснением цели временного ввоза (12 мес) и условиями поставки

- договор с российской организацией о предоставлении ей  на условии возврата и безвозмездно оборудования с описанием данного оборудования

 Данные документы (как документы по совместной демонстрации) представляются в целом достаточными для целей временного ввоза и таможенного оформления оборудования. При этом существует вероятность того что таможенные органы потребуют дополнительных писем/разъяснений по следующим вопросам:

1)   Согласно письму головного офиса целью временного ввоза является исключительно «экспонирование и проведение демонстрационных мероприятий…» . Однако согласно договору с российской организацией, оборудование передается последней также для проведения испытаний.  Во избежание задержек при таможенном оформлении мы рекомендуем прописать в письме обе вышеуказанные цели.

2)   Согласно письму головного офиса оборудование ввозится на срок до 12 месяцев Однако согласно договору с российской организацией, оборудование передается лишь на срок 5 месяцев. Во избежание задержек при таможенном оформлении мы рекомендуем прописать в письме следующую фразу: «Оборудование должно быть возвращено отправителю в Германию без каких-либо изменений и модификаций по истечении срока, необходимого для проведения мероприятий, указанных в настоящем письме, но не позднее 12 месяцев с даты ввоза оборудования в РФ».

 Также согласно практике работы таможенных органов существует вероятность того, что они также потребуют от головного офиса иностранной организации письмо, аналогичное по содержанию вышеуказанному письму, и содержащее аналогичные приложения, но адресованное «в таможенные органы Российской Федерации».

 

 

 

Российская компания,  производитель и экспортер микроэлектроники обратилась в Компанию IFCG  для получения консультации по вопросам применения карнета АТА и прочим таможенным аспектам вывоза оборудования из РФ в Германию для целей ремонта.

   Применение карнета АТА на территории России и Германии регулируется Конвенцией о временном ввозе от 26.06.1990 г. В России, вместе с этим, применяются Методические рекомендации о применении карнета АТА, утвержденные приказом ФТС России от 25.07.2007 г. № 895. Проанализировав содержание Конвенции, нашими сотрудниками была предоставлена следующая информация:  согласно ст. 1 Приложения А к Конвенции, карнет АТА «представляет собой документ о временном ввозе, используемый для временного ввоза товаров, за исключением транспортных средств». При этом, согласно пункту «а»  Ст. 1 Конвенции под временным ввозом понимается такая таможенная процедура, при которой товары ввозятся с определенной целью и в определенный срок без каких-либо изменений, за исключением естественного износа в результате их использования. Таким образом, согласно конвенции Компания не сможет ввезти товар (в данном случае оборудование, включающее  аналитический прибор по измерению концентрации бора в сверхчистой воде), поскольку данная ситуация предполагает проведение ремонтных (калибровочных) операций в отношении товара, что приводит к изменению его качественного состояния. Это правило будет действовать как на территории Германии, так и на территории любого другого государства-участника Конвенции.

Специалистами IFCG в данной ситуации были предложены следующие пути решения вопроса.

  • 1)  Товар может быть заявлен под процедуру переработки вне таможенной территории. Данная таможенная процедура может быть заявлена Компанией, уполномоченной декларировать товар таможенному органу, то есть, являющаяся собственником товара ( статья 186 ТК ТС).
  • 2) Декларант должен предоставить на таможенный пост одновременно с декларацией все необходимые сведения, содержащие информацию о товаре и лицах, совершающих операции с товаром: лица осуществляющие переработку, операции по переработке, каковы будут продукты переработки, сроки переработки и т.д.

 Предоставляются необходимые документы: договор между декларантом и иностранной компанией, трехсторонний договор между декларантом, российской компанией, ранее импортировавшей товар, и иностранной компанией, совокупность договоров между сторонами. Более подробно порядок получения разрешения на переработку вне таможенной территории регулируется Приказом ФТС России от 27.05.2011 г. N 1072 "Об утверждении Порядка осуществления таможенными органами действий, связанных с выдачей разрешения на переработку товаров вне таможенной территории, а также порядка отзыва и аннулирования разрешения на переработку товаров вне таможенной территории"

  •     При помещении товара под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории какие-либо таможенные пошлины и налоги не уплачиваются. По завершении операций по переработке товара, он подлежит обратному ввозу в РФ и помещению под таможенную процедуру выпуск для внутреннего потребления (статья 262 ТК ТС). При этом подлежат уплате ввозные таможенные пошлины и НДС в следующем объеме: 1) сумма ввозной таможенной пошлины определяется исходя из стоимости операций переработки товаров. Если стоимость операций по переработке установить не представляется возможным, она определяется как разность таможенной стоимости продуктов переработки и таможенной стоимости товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории. 2) сумма подлежащего уплате налога на добавленную стоимость определяется исходя из стоимости операций по переработке товаров, которая при отсутствии документов, подтверждающих стоимость этих операций, может определяться как разность между таможенной стоимостью продуктов переработки и таможенной стоимости товаров, вывезенных для переработки.

 

 

 

Российская компания, осуществляющая ввоз запчастей для промышленного оборудования, обратилась за консультацией в компанию IFCG по следующему вопросу: таможенные аспекты ввоза запчастей для ремонта оборудования, применимые таможенные процедуры.   

 

Согласно Разделу 6 ТК ТС Компания могла поместить данный товар под следующие таможенный процедуры: «выпуск для внутреннего потребления» (гл. 30 ТК ТС) и  временный ввоз (гл. 37 ТК ТС).

В связи с этим, нами были рассмотрены особенности проведения таможенных операций в рамках данных процедур,  условия их применения и прочие вопросы.  В частности,  мы сообщили клиенту следующую информацию:

 1) При использовании процедуры выпуска для внутреннего потребления для  Компании отсутствовала необходимость предоставлять сертификат соответствия на запчасть.  (Согласно Решению Комиссии Таможенного союза № 319 от 18.06.2010, Приложение 4, пункт 3 «а») 

  Что касается таможенных пошлин, то ввозные таможенные пошлины и НДС подлежат уплате в полном объеме, за исключением запчастей, которые освобождаются от ввозной таможенной пошлины. Они указаны в пункте  12 Решения Комиссии Таможенного союза № 728 от 15.07.2011 г.

2) При использовании таможенной процедуры временного ввоза так же отсутствует необходимость по предоставлению сертификата соответствия на импортируемые запчасти, а так же представляется частичное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин и НДС (3% от общей суммы пошлин и НДС платится каждый месяц нахождения товара на территории Таможенного союза).  Полностью освобождаются от ввозной таможенной пошлины и НДС запчасти указанные в пункте 25 Решения Комиссии Таможенного союза № 331 от 18.06.2010 г. При всем вышесказанном, срок временного ввоза не должен превышать  2 года. Для частей, предназначенных для ремонта самолетов – 8 лет. (Согласно ст. 280 ТК ТС и Решению Комиссии таможенного союза № 375 от 20.09. 2010 г.

 

 

 

В компанию IFCG обратилась крупная международная компания с вопросом об особенностях получения в России разрешительной документации на импортируемый товар MS Windows Bitlocker, содержащий инструменты шифрования.

Нашими  специалистами был рассмотрен  данный вопрос, и на основании знаний, имеющихся в данной области, была предоставлена следующая консультация:

Согласно таможенному законодательству России, а именно п.2.19 Решению Комиссии Таможенного Союза № 132 от 27 ноября 2009 года, любая операционная система либо любое другое программное обеспечение могут потенциально содержать инструменты шифрования. В связи с этим таможенные органы настаивают на предоставлении специальных разрешительных документов на импортируемые товары, даже если у такого программного обеспечения отсутствуют шифровальные функции. Что касается импортируемого товара компании (MS Windows Bitlocker, использующий TPM), то нужно сказать, что этот продукт фактически выполняет функции шифрование (например, применяет шифровальные алгоритмы, ключи и т.д. для того, чтобы защитить информацию). Таким образом,  Компании было указано, что на данный товар будет необходима разрешительная документация.

Специалистами IFCG были предложены 2 типа разрешительных документов, которые можно использовать для данного импортируемого товара:

1)       Нотификация ФСБ

Это документ, который составляется производителем или любой другой компанией в России и должен содержать информацию о криптографических характеристиках товара. После этого Нотификация заверяется Федеральной Службой Безопасности. Заверенная нотификация ФСБ подается в таможенные органы и товар ввозится без каких-либо проблем.  Однако заверяются печатями в ФСБ лишь устройства, содержащие упрощенные криптографические алгоритмы (Например  DES, AES и т.д.).  В случае с TPM (Trusted Platform Module) могут использоваться более сложные алгоритмы, а так же он может быть заблокирован,  и таком случае ФСБ может принять решение об отказе в принятии нотификации.

2)      Лицензия Минпромторга

Для Клиента так же было указано, что в случае, если TPM не заблокирован - будет использоваться Лицензия Минпромторга. Для ее получения Компания-импортер должна: 1. Обратиться в ФСБ с информацией на товар (схожей для нотификации), где будет получено письмо-потдверждение ФСБ что товар может быть ввезен. 2.В Минпромторг предоставляются письмо ФСБ и документы на импорт (инвойс, договор и т.д.) 3. Минпромторг выдает Лицензию, которая предоставляется таможенным органам и разрешает импорт товара.