Архив:Важные изменения в таможенном законодательстве в 2011 году

Материал из Энциклопедия IFCG
Перейти к:навигация, поиск

Содержание

Изменения в таможенном законодательстве

Корректировка таможенной стоимости товаров после их выпуска по инициативе декларанта

В соответствии с Порядком корректировки таможенной стоимости товаров (Решение Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. № 376), корректировка заявленной таможенной стоимости товаров может быть осуществлена после их выпуска по обращению декларанта. Обращение оформляется в произвольной форме и представляется таможенным органам в комплекте с такими документами, как декларация таможенной стоимости, форма корректировки таможенной стоимости, а также документами, подтверждающими содержащиеся в них сведения.

Обращение не принимается к рассмотрению таможенными органами в случаях истечения трехлетнего срока контроля после выпуска товаров, а также при невыполнении требований по оформлению и предоставлению вышеперечисленных документов. По результатам рассмотрения обращения таможенные органы могут принять решение о согласии с корректировкой или о несогласии с корректировкой по причинам несоблюдения декларантом требований таможенного законодательства Таможенного союза.

Описанные выше положения Порядка корректировки таможенной стоимости товаров свидетельствуют об определенном сдвиге в проблеме корректировки таможенной стоимости после выпуска по инициативе декларанта, например, в случаях пересортицы или недостачи товаров, которая была обнаружена после выпуска. Так, в соответствии с ранее действовавшим таможенным законодательством, декларанты были фактически лишены права корректировки таможенной стоимости после выпуска по своей инициативе, так как четко прописанного порядка не было. Вместе с тем, на данный момент нам не известна практика применения положений Порядка корректировки таможенной стоимости товаров. Кроме того, открытым остается вопрос возможной административной ответственности декларанта за недостоверное декларирование, которая может последовать в результате реализации декларантом описанных выше положений.


ФТС России принят новый Административный регламент по принятию предварительных решений по классификации товаров

ФТС России принят новый Административный регламент по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного Союза (приказ ФТС России № 1957 от 25 октября 2010 года).

Анализируя новый регламент, а также положения Таможенного кодекса Таможенного союза, можно говорить о следующих изменениях в порядке выдачи и действия предварительных решений о классификации товаров:

  • Изменился срок действия предварительных решений: три года вместо пяти лет.
  • Если ранее полномочиями по принятию предварительных решений обладала только ФТС России, то теперь заинтересованные лица могут обращаться с запросами как в ФТС России, так и в таможенные органы, определяемые ею (региональные таможенные управления). Указанные таможенные органы наделены полномочиями по принятию предварительных решений в отношении определенных категорий товаров (приказ ФТС России от 21 марта 2011 года № 597).
  • Установлена новая форма заявления о предоставлении данной государственной услуги (ранее – запрос). Изменены требования к сведениям, прилагаемым к заявлению. Если раньше предоставление проб и образцов товара являлось обязательным, то в настоящее время они представляются при необходимости. Однако следует заметить, что у таможенного органа остается право в случае, если представленные заявителем сведения недостаточны для принятия предварительного решения, запросить недостающие документы (в том числе пробы и образцы товара), что может привести к увеличению срока принятия предварительного решения.
  • Изменения коснулись и понятия заявителя. По новому порядку заявителем может являться юридическое лицо, организация, не являющаяся юридическим лицом, созданные в соответствии с законодательством государства–члена Таможенного союза, а также физическое лицо, имеющее постоянно место жительства в государстве–члене Таможенного союза, в том числе индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в соответствии с законодательством государства–члена Таможенного союза. То есть филиалы также могут обращаться с заявлениями о принятии предварительных классификационных решений.


Регламентом предусмотрена возможность направления заявления о предоставлении указанной государственной услуги также в виде электронного документа через Единый портал государственных и муниципальных услуг, размещенный в сети Интернет. Также предусмотрено, что форма данного электронного документа подлежит размещению на информационном сайте ФТС России. Однако на практике данные положения в настоящий момент не реализованы.

Также новым регламентом предусмотрена возможность изменения предварительного решения в случае выявления заявителем и таможенным органом (ранее – только таможенным органом) ошибок, допущенных при его принятии.

Декларирование вывозимых товаров с указанием одного классификационного кода

11 апреля 2011 года вступает в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 117 «Об установлении случаев, в которых вывозимые из Российской Федерации товары могут декларироваться с указанием одного классификационного кода единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза».

Постановление принято в рамках реализации положений части 2 статьи 216 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон). Статья 216 Закона определяет, что по желанию декларанта товары различных наименований, содержащиеся в одной товарной партии, ввозимые в Российскую Федерацию или вывозимые из нее, могут декларироваться с указанием одного классификационного кода по ТН ВЭД ТС при выполнении условий, предусмотренных этой статьей. Случаи, когда вывозимые товары могут декларироваться с указанием одного классификационного кода ТН ВЭД ТС, определяются Правительством Российской Федерации.

Правительство в указанном Постановлении определило следующие случаи:

  1. При помещении под таможенную процедуру экспорта:
    – запасных частей для товаров, классифицируемых кодами групп 84-90, 93 ТН ВЭД ТС, а также частей общего назначения из различных материалов (фитинги для труб или трубок, винты, болты, гайки, глухари, ввертные крюки, заклепки, шпонки, шплинты, шайбы (включая пружинные), в том числе пружины, рессоры и листы для них, прокладки, манжеты, сальники, уплотнения, крепежная арматура, фурнитура);
    – товаров, классифицируемых кодами товарных позиций 2710, 2711 ТН ВЭД ТС (например, нефтепродукты) и декларируемых путем подачи временной таможенной декларации в соответствии со статьей 214 Закона, если в отношении таких товаров установлена одинаковая ставка вывозной таможенной пошлины;
  2. При помещении под таможенную процедуру временного вывоза
    – товаров, предназначенных для проведения выставок, ярмарок, спортивных соревнований и тренировок, концертов, конкурсов, фестивалей и иных подобных мероприятий, и товаров, предназначенных для освещения в средствах массовой информации указанных мероприятий, а также официальных и иных мероприятий, если в отношении таких товаров не установлены ставки вывозных таможенных пошлин и (или) не применяются запреты и ограничения.


ФТС России утверждена новая инструкция о декларировании компонентов единой производственной линии, ввозимых в рамках одного кода ТН ВЭД ТС

Данная инструкция утверждена приказом ФТС России от 4 февраля 2011 года № 206, который вступает в силу 30 апреля 2011 года и автоматически отменяет ныне действующую инструкцию (приказ ГТК России от 23 августа 2001 года № 388).

Новая инструкция (как и прежняя) определяет порядок, в соответствии с которым лица могут ввозить единый комплекс производственного оборудования по частям и декларировать все части одним кодом ТН ВЭД ТС. Главным условием такого декларирования является наличие решения ФТС России по классификации всех ввозимых компонентов одним кодом ТН ВЭД ТС.

Основные отличия новой инструкции от прежней заключаются в следующем:

  1. Отменяется необходимость ожидания получения таможней решения ФТС России по классификации всех ввозимых компонентов одним кодом ТН ВЭД ТС: декларант сам получает данное решение в ФТС и передает его в таможню.
  2. Сокращен перечень документов и сведений, представляемых в таможню (помимо вышеуказанного решения ФТС) для целей получения разрешения таможни декларировать компоненты единым кодом ТН ВЭД ТС.
  3. Упрощена и ускорена процедура получения вышеуказанного разрешения таможни.

Судебная практика

Привлечение к административной ответственности за ввоз в Российскую Федерацию товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности

17 февраля 2011 года Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации было вынесено Постановление № 11, которым были определены особенности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности, по статьям 14.10 и 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Так, постановлением было разъяснено, что установленная статьей 14.10 КоАП РФ административная ответственность за незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, по смыслу этой статьи, может быть применена лишь в случае, если предмет правонарушения содержит незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений.

При этом следует учитывать, что к административной ответственности по данной статье может быть привлечено не только лицо, непосредственно разместившее соответствующий товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара или сходное с ними обозначение на таком предмете.

Статья 14.10 КоАП РФ охватывает в числе прочих такие нарушения, как введение товара, на котором (а равно на этикетках, упаковке, документации которого) содержится незаконное воспроизведение средства индивидуализации, в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также ввоз на территорию Российской Федерации такого товара с целью его введения в гражданский оборот на территории Российской Федерации.

За нарушение, заключающееся в реализации товаров, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.10 КоАП РФ, может быть привлечено любое лицо, занимающееся этой реализацией, а не только первый продавец соответствующего товара.

Частью 2 статьи 14.33 КоАП РФ установлена ответственность за недобросовестную конкуренцию, выразившуюся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг (то есть действия, не связанные с незаконным воспроизведением средств индивидуализации знаков индивидуализации).

С учетом этого именно по данной части, а не по статье 14.10 КоАП РФ надлежит квалифицировать действия, выразившиеся во введении в оборот товара с незаконным использованием чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, если эти действия являются актом недобросовестной конкуренции.

Для квалификации конкретных совершенных лицом действий по части 2 статьи 14.33 КоАП РФ следует исходить из цели таких действий. В частности, о том, что соответствующие действия являются актом недобросовестной конкуренции, может свидетельствовать их направленность на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, объем реализуемой продукции.

При этом, поскольку частью 2 статьи 14.33 КоАП РФ установлена ответственность за недобросовестную конкуренцию, выразившуюся только во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг, а не за любое незаконное использование таких результатов или средств, субъектом административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные названной нормой, по смыслу указанной части может быть лишь лицо, которое первым ввело в оборот товар с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг.

Таким образом, по статье 14.10 КоАП РФ к административной ответственности может быть привлечено любое лицо, осуществившее ввод в гражданский оборот на территории Российской Федерации товаров, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений.

По части 2 статьи 14.33 КоАП РФ может быть привлечено лицо, которое первым ввело в оборот товар с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности.

Однако следует заметить, что судебная практика по применению указанных разъяснений еще не сложилась.

Подтверждение права на льготу по уплате таможенных платежей

Кассационной инстанцией (постановление Федерального Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 октября 2010 г. по делу № А32-53000/2009) было подтверждено право лиц заявлять льготы по уплате таможенных платежей и после таможенного оформления товаров, так как законодательство не связывает право на получение льготы только с теми сведениями, которые указаны в ГТД и не ограничивает реализацию этого права стадией таможенного оформления.

Юридическим лицом был осуществлен ввоз на таможенную территорию товара с уплатой НДС по ставке 10%. После завершения таможенного оформления товара общество подало в таможню заявление о возврате излишне уплаченной суммы НДС, ссылаясь на то, что ввоз товара освобождается от обложения налогом на добавленную стоимостью в соответствии с действующим законодательством.

Таможня отказала в возврате излишне уплаченных сумм налога, так как документы, подтверждающие право декларанта на льготу по уплате таможенных платежей и соблюдение условий их применения, должны быть представлены таможенному органу при таможенном оформлении перемещаемых через таможенную границу товаров. Иных оснований для предоставления льгот по уплате таможенных платежей после выпуска товаров законодательством не предусмотрено.

Суд в своем постановлении по делу установил, что довод таможенного органа о том, что сумма НДС не является излишне уплаченной, поскольку льгота не была своевременно заявлена, несостоятелен, так как законодательство не связывает право на получение льготы только с теми сведениями, которые указаны в таможенной декларации и не ограничивает реализацию этого права стадией таможенного оформления. Право на льготу связано непосредственно с подтверждением заявленного статуса товара. Неуказание декларантом в таможенной декларации соответствующих сведений не может влечь отказ в праве на освобождение от уплаты таможенных платежей и налогов.

Стоит обратить внимание, что ведомственное обжалование таких решений в ФТС России является бесперспективным, так как в таможенной системе сложилась устойчивая позиция, что документы, подтверждающие право на льготу должны представляться в ходе таможенного оформления товаров. Таким образом, в подобных случаях, учитывая сложившуюся положительную судебную практику, необходимо обращаться в суд.


Взыскание возмещения оплаты штрафа за совершение административного правонарушения с таможенного брокера

ФАС Центрального округа оставил без удовлетворения жалобу компании-таможенного брокера ЗАО «РОСТЭК-Белгород» касательно исковых требований к ней в части взыскания возмещения оплаты штрафа за совершение административного правонарушения. Коллегия ВАС РФ отказала в передаче данного дела для пересмотра в порядке надзора.

ЗАО «РОСТЭК-Белгород» (далее – таможенный брокер) на основании договора об оказании услуг по таможенному оформлению, заключенному с ООО «Герметизирующие мастики» (далее – декларант), по поручению последнего предъявило товар – каучук синтетический к таможенному оформлению для вывоза за пределы РФ.

В ходе таможенного контроля выяснилось, что вывозимый товар включен в список товаров, в отношении которых установлен экспортный контроль, и его вывоз разрешается при условии наличия разрешения или лицензии. Декларантом по запросу таможенного органа не были представлены надлежащим образом оформленные разрешительные документы. В связи с этим декларант был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.3, и на него был наложен штраф в размере 100 000 рублей. Декларант уплатил штраф. Полагая, что уплаченный штраф является следствием ненадлежащего исполнения таможенным брокером обязательств по договору, декларант обратился в суд с соответствующим иском на взыскание возмещения оплаты штрафа и стоимости услуг таможенного брокера по таможенному оформлению.

ФАС Центрального округа поддержал выводы суда апелляционной инстанции о том, что поскольку штраф был применен в отношении декларанта в связи с отсутствием необходимого разрешения на вывоз товара за пределы РФ по ГТД, оформленной таможенным брокером, то имеет место причинно-следственная связь между убытками в связи с уплатой штрафа и ненадлежащим исполнением таможенным брокером обязательств по договору.

Выводы суда основаны на следующих положениях. В соответствии с таможенным законодательством таможенный брокер вправе требовать от декларанта представления документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, и получать такие документы и сведения в необходимые сроки. При этом, таможенный брокер, до подачи в таможенный орган ГТД, должен убедиться в наличии указанных документов, а также их действительности, полноте и достоверности содержащихся в них сведениях. При этом брокер имеет право не производить оформление ГТД в отсутствие документов. Однако, таможенный брокер не получил от декларанта в письменной форме обязательства о предоставлении недостающих документов. Доводы таможенного брокера о том, что запрос на представление документов и обязательство декларанта представить документы были осуществлены в устной форме, не были приняты судом во внимание.


Суд ЕврАзЭС

Продолжается процесс формирования и организации деятельности суда Евразийского экономического сообщества. Предполагается, что Суд ЕврАзЭС будет располагаться на территории Республики Беларусь. В соответствии с планом основных мероприятий по формированию Суда ЕврАзЭС их окончание намечено на четвертый квартал 2011 года. 15 марта 2011 года Межгосударственный Совет ЕврАзЭС принял решение, в соответствии с которым сторонами в срок до 15 мая 2011 года необходимо определить кандидатуры для назначения на должности судей и проработать организационно-финансовые вопросы их деятельности.

Вместе с тем порядок обращения хозяйствующих субъектов в Суд ЕврАзЭС на настоящий момент уже разработан. 9 декабря 2010 года Межгосударственным советом ЕврАзЭС принято решение № 534 «О договоре об обращении в суд ЕврАзЭС хозяйствующих субъектов по спорам в рамках таможенного союза и особенностях судопроизводства по ним». Согласно указанному договору Суд ЕврАзЭС рассматривает дела по заявлениям хозяйствующих субъектов об оспаривании актов Комиссии Таможенного союза или их отдельных положений, а также об оспаривании действий (бездействия) Комиссии Таможенного союза. Основанием для оспаривания актов Комиссии Таможенного союза или их отдельных положений либо действий (бездействия) Комиссии является их несоответствие международным договорам, заключенным в рамках Таможенного союза, повлекшее нарушение предоставленных данными международными договорами прав и законных интересов хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом заявление принимаются Судом к рассмотрению только после предварительного обращения хозяйствующего субъекта в Комиссию Таможенного союза. Срок рассмотрения заявления составляет не более трех месяцев с даты получения Судом заявления. Действие акта Комиссии Таможенного союза или его отдельных положений, признанных Судом не соответствующими международным договорам, приостанавливается с даты вступления в силу решения Суда и данный акт или его отдельные положения приводятся Комиссией Таможенного союза в соответствие с международными договорами.

Разное: новости / события / проекты

Подтверждение фактического вывоза товаров

ФТС России письмом от 1 февраля 2011 года № 01-11/3786 был определен порядок получения подтверждения фактического вывоза товаров с территории Таможенного союза. Для подтверждения фактического вывоза товаров через пункты пропуска на российском участке таможенной границы Таможенного союза следует обращаться в таможенный орган места убытия товаров, а для подтверждения фактического вывоза товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза через территорию Республики Беларусь или Республика Казахстан – в таможенный орган выпуска товаров.


Оформление паспорта сделки

С марта 2011 года действуют изменения, внесенные в Инструкцию Центрального банка Российской Федерации от 15 июня 2004 года № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок».

В соответствии с внесенными изменениями при осуществлении валютных операций по контракту, заключенному между нерезидентом и резидентом в случае, если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта, или, в случае изменения суммы контракта, на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту, предусматривающих такие изменения, паспорт сделки не оформляется. Ранее эта сумма составляла в эквиваленте 5 тыс. долларов США.


Перечень организаций, с которыми ФТС России проводит консультации при разработке отдельных нормативных актов

Правительство РФ впервые утвердило перечень таких организаций в соответствии с частью 3 статьи 53 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (Распоряжение Правительства РФ от 6 апреля 2010 г. № 579-р). К таким организациям были отнесены:

  • Торгово-промышленная палата Российской Федерации,
  • Общероссийская общественная организация «Деловая Россия»,
  • Общероссийская общественная организация «Российский союз промышленников и предпринимателей»
  • Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ».


Аналитический отдел IFCG 01.02.2012