Взяточничество в таможне неискоренимо?

22.03.2013

Во всем мире Россия уже давно ассоциируется не только с медведями и В.В.Путиным, но и с бичом российских чиновников — взятками. Общественность еще не успела отойти от скандала по делу «Миноборонсервиса», как новостные ленты приготовили нам очередной сюрприз. Как сообщил официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин: «В Москве возбуждено уголовное дело в отношении высокопоставленных сотрудников Центрального таможенного управления Федеральной таможенной службы».

О коррумпированности сотрудников таможенных ведомств уже достаточно давно слагают легенды.

«Московским межрегиональным следственным управлением на транспорте Следственного комитета возбуждено уголовное дело в отношении заместителя начальника тыловой службы Центрального таможенного управления ФТС Сергея Вострикова и начальника финансово-бухгалтерской службы управления Светланы Игнатовой. Они подозреваются в покушении на дачу взятки в особо крупном размере», — заявил Маркин.

Также на днях был арестован еще один фигурант по делу о взятке в ФТС. Им оказался начальник тыловой службы Центрального таможенного управления ФТС России Валерий Жовтобрюх.

«Получены достаточные данные о причастности к данному преступлению заместителя начальника Центрального таможенного управления ФТС России — начальника тыловой службы Валерия Жовтобрюха. В настоящее время Жовтобрюх задержан», — говорится в сообщении ведомства.

Казалось бы, из всего этого следует, что там наверху. наконец-таки. решили разрушить порочный круг взяточничества в системе ФТС. Отнюдь! Руководитель таможенной практики IFCG RUS Степан Семилетников так прокомментировал данную ситуацию: «Таможенная система России (так же как и многие другие государственные структуры) просто не может нормально функционировать без коррупции. Большинство участников ВЭД, таможенных брокеров, владельцев СВХ настолько привыкли «контактировать» с таможней, что планируют свою работу и графики поставок с учетом «договоренностей», которые нередко являются коррупционными. Резко уничтожить коррупцию — значит разрезать живые артерии, формировавшиеся годами, и остановить многие бизнес-процессы. Что же касается коррупционных скандалов и громких новостей — это лишь вершина айсберга: прокуратуре необходимо демонстрировать свою работу. Недавно в одном из разговоров сотрудник таможни поведал мне, что один из руководителей регионального таможенного управления, будучи обличен во взяточничестве и не желая попадать под «публичную порку» и в места лишения свободы, вбежал в кабинет к вышестоящему начальнику и, пав перед ним на колени, вымаливал не оглашать случившееся. Вымолил. До сих пор работает в том же органе…»

Если мы оглянемся на недалекое прошлое, то увидим, что новостные ленты не в первый раз пестрят заголовками о взятках ФТС.

Напомним читателю о том, что в 2011 году главное следственное управление СКР возбудило уголовное дело в отношении первого заместителя начальника Управления товарной номенклатуры ФТС России полковника таможенной службы Евгения Малярова. Он обвинялся в получении взятки в крупном размере. По данным следствия, в начале сентября 2011 года к Малярову обратился сотрудник одного из крупнейших таможенных представителей (брокеров) РФ и попросил оказать содействие в принятии решения о классификации товаров за определенное денежное вознаграждение. Чиновник дал свое согласие и уже к концу ноября 2011 года подписал все нужные документы, за что 5 декабря 2011 года получил 8 тысяч долларов, после чего и был задержан.

Именно поэтому нас не оставляют мысли о том, что взятки в таможенной сфере это нормально и обыденно. И что особенно прискорбно — данная ситуация благоприятна не только для таможенников, но и для участников ВЭД: таможенные сложности и споры зачастую проще загладить «мирным» путем, чем действовать в рамках закона (засыпать таможни письмами и запросами, подавать официальные жалобы в суд, прокуратуру).

С. Семилетников полагает, что «сейчас, конечно же, нет того экономического экстаза, в котором сливались таможня и бизнес в 1990-е и в начале 2000-х гг. Однако есть «деловое партнерство» и «конструктивное взаимодействие», которые на практике есть та же коррупция, хотя и не в таких масштабах как ранее. Как побороть коррупцию в России? Есть только два метода, которые надо применять одновременно: 1) повышение зарплаты должностных лиц таможни до уровня, превышающего среднюю фактическую зарплату в регионе; 2) ужесточение наказаний, которые должны быть неотвратимы. Но начиная с Петра I и вплоть до настоящего времени ни один из руководителей государства российского не применял оба этих метода конструктивно и последовательно. В Китае же, например, дела обстоят иначе: возможно нашему руководству стоит поучиться у своих коллег из Поднебесной…»