Power in Perfection

Москва выходит из международной системы транзита.

05.08.2013

Российская таможня приняла беспрецедентное решение, которое наверняка приведет к разорению мелких перевозчиков и росту цен на импортные товары. Москва выходит из международной системы транзита, в которой состояла ещё с советских времён. И которая позволяла грузоперевозчикам при каждом пересечении границ 68 стран-участниц не проходить досмотр. Отправку груза и оплату пошлин им гарантировал Международный союз автомобильного транспорта. Участники рынка поражены: как это возможно, чтобы таможенный орган, а не государство, сам принял решение выйти из международной конвенции. Это уже похоже на развязывание торговой войны.


 

 

ВЛАДИМИР ТЯН — ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ ХК ЗАО «СОВТРАНСАВТО»

«Сразу после того, как оно вступит в силу, с высокой долей вероятности, будут предприняты какие-то действия в отношении транзита российских перевозчиков по территории иностранных государств. Меры эти будут связаны, естественно, с удорожанием, и усложнением транзита россиян».


Но у таможенников свои резоны. Мол, в тупик зашли отношения с Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков. Это российский филиал Международного союза автомобильного транспорта.
С конца 90-х у российской таможни к - АСМАП накопилось претензий более чем на 20 миллиардов рублей. У Ассоциации - другой порядок цифр. Например, за последние несколько лет российская таможня направила к ним 105 претензий по поводу уплаты таможенных платежей. И почти все из них оплачены.
Однако ФТС России считает, что АСМАП разработала свою технологию, чтобы не платить. Это судебные разбирательства.

 

ТАТЬЯНА ГОЛЕНДЕЕВА — ЗАМЕСТИТЕЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ФТС РФ

«Когда не осуществлена доставка товара, мы на перевозчика заводим дело об административном правонарушении. В силу определенных обстоятельств, когда в суде при оспаривании данного административного дела, суд выносит решение в пользу АСМАПа, но сам факт непоставки имеет место быть. И неуплата таможенных платежей в бюджет имеет место быть»


Лучшим выходом в ФТС считают предоставление финансовых гарантий, которые бы позволили взыскивать деньги - без всяких судов.

 

РУСТАМ ХАКИМОВ — ЗАМЕСТИТЕЛЬ НАЧАЛЬНИКА ГУ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ТАМОЖЕННЫХ ДОХОДОВ И ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФТС РФ

«ФТС вынуждена обращаться в судебные органы для того, чтобы с них взыскать денежные средства. Отсюда и накапливается задолженность, потому что при национальной процедуре в случае недоставки, мы денежные средства взыскиваем в течение одного-двух месяцев, а с АСМАПом у нас годами тянутся судебные разбирательства».


Сейчас национальное таможенное законодательство предусматривает гарантии лишь следующих типов: денежный залог, банковская гарантия финансовых структур из реестра ФТС, договор поручительства или обращение за услугами к таможенным перевозчикам. Страхования, чем, по сути, занимается АСМАП, в этом списке больше нет.

 

ТАТЬЯНА ГОЛЕНДЕЕВА — ЗАМЕСТИТЕЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ФТС РФ

«Мы как договаривающаяся сторона имеем право установить вот эти дополнительные требования, которые мы намерены реализовать с 14 августа».


У бизнеса теперь будут дополнительные расходы. Отказываться от книжек международной организации, которые они раньше предъявляли на границе - смысла нет. Они пригодятся на дорогах других стран. Но помимо них будет нужен российский сертификат об обеспечении таможенных платежей. В первую очередь это ударит по небольшим компаниям. Чтобы попасть в реестр таможенных перевозчиков, нужно иметь свободными около 2-х миллионов евро. Но есть альтернатива: обратиться за дополнительной гарантией в главную коммерческую структуру ФТС - к таможенному брокеру "Ростэк". Тогда быстрое прохождение границы гарантировано. В прошлом году президент Владимир Путин жёстко потребовал закрыть эту  монополию. Однако она до сих пор работает и скоро, судя по всему, будет чувствовать себя ещё лучше.

 

СТЕПАН СЕМИЛЕТНИКОВ — РУКОВОДИТЕЛЬ ГРУППЫ ТАМОЖЕННОЙ И ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПРАКТИКИ IFCG RUS

«За современную российскую историю — 20 лет — были периоды, когда проводилась борьба с коммерческими структурами, прямо или косвенно связанными с ГТК-ФТС. При этом представлялись определенные льготы для малого бизнеса. Но в целом тенденция какая была, такой и остается: по-прежнему царит "ростэковщина" и дух 90-х годов по-прежнему  бродит по РФ».

В ответ на инициативу таможенников АСМАП обратилась к российским властям с просьбой пересмотреть принятое решение.  Вынести вердикт им будет непросто. Ведь таможенные сборы обеспечивают больше половины доходов бюджета. И это в ситуации, когда Минфин пугает растущим дефицитом казны и уже не так уверен в неприкосновенности Резервного фонда.

РБК ТВ