Заторы на границе вызваны отказом таможенников применять книжки МДП
Новые правила по применению книжек МДП, инициированные со стороны ФТС на всех таможнях Центрального управления, привели к существенному увеличению очередей фур на границе.
Нововведения при прохождении границы состоят в том, что теперь, помимо принятой на международном уровне гарантии оплаты таможенных сборов, которой является книжка МДП, необходимо иметь также российский образец данной гарантии.
В конце прошлого месяца эти изменения были реализованы на таможнях Южного управления, что также привело к формированию заторов, которые, однако, по информации от ФТС, удалось достаточно оперативно ликвидировать. Что касается нынешней ситуации, комментарии по размерам затора со стороны ФТС и союза перевозчиков расходятся: по версии таможни очередь не превышает критических размеров, АСМАП же, получающий данные в том числе и от самих, находящихся на границе, перевозчиков, утверждает обратное.
По комментариям представителя АСМАП, помимо того, что сами перевозчики оказались не готовы к подобным мерам, и зачастую водители фур просто не имеют дополнительных средств на оформление требуемых гарантий, также и пограничные брокеры, осуществляющие оформление документов, не могут предоставить четкой информации по дальнейшему росту стоимости данных гарантий. При этом, книжки TIR по прежнему необходимы для предъявления на российской таможне во избежание дополнительных расходов.
Представитель союза перевозчиков добавил, что внедрение эффективной системы национальных гарантий было бы желательно произвести до перехода к новым правилам прохождения таможни. О перспективах создания подобной системы в октябре этого года упоминал первый заместитель председателя Правительства РФ Игорь Шувалов, однако сроки ее завершения и внедрения остаются не ясными.