Изменились правила расчета таможенной стоимости товаров

Изменились правила расчета таможенной стоимости товаров

На сайте правительства РФ опубликовано постановление №1685 от 16.12.2019 об утверждении новых правил определения таможенной стоимости вывозимых товаров. Это связано с изменением Таможенного кодекса ЕАЭС и российского законодательства.

Фактически, декларируется только стоимость товаров, на которые начисляется пошлина. При перемещении декларируемого груза через границу, его стоимость подтверждается бухгалтерскими документами. Основным критерием оценки всегда считается стоимость совершенной сделки. Но у сотрудников таможни могут возникнуть подозрения, что цена товаров была занижена для меньшего начисления пошлин.

В этом случае производится проверка по утвержденным методам. Изменения коснулись методологии, которая была приведена в полное соответствие с используемой в ЕАЭС. В новом постановлении более строго регламентированы основания для применения того или иного метода расчета, способы остались теми же. Постановление, утвержденное в 2012 году, утратило силу 23 декабря 2020 г.

Таможенные проверки

Если таможня считает задекларированную стоимость ввозимых или вывозимых товаров необоснованной, она вправе инициировать проверку. Если владелец перевозимого груза отказывается предоставить документы, сотрудники таможни проводят выездное мероприятие.  По закону они обязаны совершить необходимое количество выездных проверок в срок до 2 месяцев, предусмотрено увеличение срока еще на 1 месяц.

Выездные проверки могут быть приостановлены на срок до 9 месяцев. Он не включает в себя установленные 2 или 3 месяца, в которые проводятся исследования и заключения относительно уточнения стоимости. Кроме того, существует возможность плановых выездных проверок, в отношении одного лица они не могут предприниматься чаще, чем раз в год, а уполномоченных операторов — раз в 3 года.

Методы оценки

Оценка перевозимых товаров необходима для исчисления пошлин и НДС. В отношении части грузов установлены льготы на основании экономических союзов между государствами, гуманитарной помощи, ввоза оборудования и материальных ценностей, определенных в качестве взноса в уставной капитал одним из учредителей. К остальным грузам применимы дополнительные проверки по уточнению таможенной стоимости. Метод № 1 считается преимущественным. Только при невозможности его использования таможня переходит к следующим способам. Так регламент метода №3 подразумевает, что первые два способа исключены.

Метод 1

Таможенная стоимость равна стоимости товаров плюс стоимость доставки до границ Таможенного союза. Она подтверждается платёжным документом (инвойс) и транспортными документам и по факту сделки купли-продажи. При этом стоимость товара сопоставима со стоимостью идентичных товаров, не занижена искусственно.

Метод 2

Если на основе бухгалтерских документов не удается провести оценку сделки, стоимость определяется с помощью анализа цен на идентичные товары, которые перемещались через границу в последние 3 месяца.

Метод 3

Уточняется объем партии и коммерческий уровень сделки. Если анализ идентичных товаров, транспортируемых через таможню, не дал результатов, то используются данные (не старше 3 месяцев со дня проверки) о товарах, не являющихся идентичными указанным, но их характеристики при этом не должны влиять на выполнение основной функции. В случае выявления двух разных значений, используется более низкое.

Метод 4

Расчёт таможенной стоимости товара в данном случае строится на анализе цен, по которым идентичные или схожие товары были проданы на территории Таможенного союза. При расчёте из основной стоимости вычитаются затраты на перемещение, пошлины.

Метод 5

Когда трудно реализовать предыдущие методы, вычисляется расчетная стоимость, которая включает в себя затраты на производство, управленческую и коммерческую деятельность, заложенную прибыль.

Метод 6

Этот способ может использоваться только в крайнем случае, когда ни один из вышеперечисленных применить невозможно. Для вычисления действительной стоимости могут использовать сравнение с ценами на аналоги на внутреннем рынке России или страны, куда предполагается отправить груз.