Система управления рисками.

14.02.2013

При перемещении товаров участники ВЭД неизбежно сталкиваются с проведением таможенного контроля  таможенными органами. Однако, сложно представить его применение к абсолютно всем перемещаемым товарам. В связи с этим, таможенные органы придерживаются принципа выборочности таможенного контроля и используют Систему управления рискам (СУР).

В целом, Таможенным риском принято считать потенциальную возможность нарушения таможенного законодательства участниками внешнеэкономической деятельности. Для определения, к какой группе риска определить тот или иной товар, специалисты таможни разрабатывают специальные индикаторы, несоответствие параметрам которых и являются определяющим фактором. Для оперативности определения группы риска эти параметры доводятся до таможенных постов на бумажных или электронных носителях, представляющие собой перечень товаров, кодов их номенклатуры ВЭД, а также ценовой информации. Это является одним из примеров действия СУР.

Целью СУР является минимизация совершения неправомерных действий участниками ВЭД, которые могут нанести существенный ущерб торговым интересам государства. Она используется для определения насколько перемещение товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю  подвержены риску перемещения их с нарушением. А также, СУР определяет формы таможенного контроля, применяемые к таким «рисковым» товарам, транспортным средствам международной перевозки, документам и лицам, а также степени проведения таможенного контроля.

В России порядок применения СУР регламентирован Концепцией системы управления рисками в таможенной службе РФ, утвержденной Приказом ГТК России от 26.09.2003 № 1069, и Инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов при применении системы управления рисками, утвержденной Приказом ГТК России от 28.06.2004 № 750.

К объектам анализа риска, согласно ст. 129 ТК ТС, относятся:

1) товары, находящиеся под таможенным контролем либо помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
2) транспортные средства международной перевозки;
3) сведения, содержащиеся во внешнеэкономических договорах (контрактах) купли-продажи либо обмена, соглашениях либо иных документах на право владения, пользования и (или) распоряжения товарами;
4) сведения, содержащиеся в транспортных (перевозочных), коммерческих, таможенных и иных документах;
5) деятельность декларантов и иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем;
6) результаты применения форм таможенного контроля.

 

Общая стратегия и тактика СУР определяется законодательством стран-членов Таможенного Союза и основана на многолетнем опыте перемещения товаров и транспортных средств, а так же на основе экономической составляющей.

Сур непосредственно влияет на следующие аспекты внешнеэкономической деятельности:

 - на пресечение незаконного перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации;

 - на эффективность таможенного контроля;

 - на полноту взысканных таможенных платежей;

 - на ускорение товарооборота;

- на расходы таможенных органов и лиц, перемещающих товары, связанные с проведением таможенного контроля;

 - на изменение времени таможенного оформления.

Однако, основной задачей СУР является пересечение и предупреждение нарушений таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации.

Исходя из этого формируются цели СУР. Целями применения системы управления рисками, согласно ст. 128 ТК ТС, являются:

1) обеспечение в пределах компетенции таможенных органов мер по защите национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровья человека, охране окружающей среды;
2) сосредоточение внимания на областях повышенного риска и обеспечение более эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов;
3) выявление, прогнозирование и предотвращение нарушений таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государств-членов таможенного союза:
    –  имеющих устойчивый характер;
    –  связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;
    –  подрывающих конкурентоспособность товаров Таможенного союза;
    –  затрагивающих другие виды контроля, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы;
4) ускорение проведения таможенных операций при перемещении товаров через таможенную границу.

Система управления рисками применяется к участникам ВЭД на основе профиля рисков. Профиль риска - совокупность сведений об области риска, индикаторах риска(определенные критерии отклонения от нормы), а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации рисков. ФТС, в частности придет большое значение анализу и изданию профилей рисков по ключевым направлениям деятельности таможенного контроля, так как от этого напрямую зависит качество соблюдения таможенного законодательства.

Ярким примером «рисковой» ситуации может послужить контрабанда.  В таких случаях, во избежание  нарушения таможенного законодательства, согласно действию системы СУР, таможенному контролю в большей степени будут подвержены товары группы «риска» и «прикрытия» под видом которых как раз зачастую и ввозится контрабанда. Или же товары из тех стран, откуда вероятнее могут ввозиться подобные товары.