Что ждет российский бизнес после объединения таможни и налоговой?

Что ждет российский бизнес после объединения таможни и налоговой?

Слияние налоговой и таможенной сферы обсуждалось много лет. В 2017 году их объединило под своей крышей Министерство Финансов, что стало причиной еще большей активизации разговоров о возможном слиянии.

В то же время, политическая сторона вопроса имеет как сторонников, так и противников в силу подковёрной борьбы между ведомствами. Однако ключевым вопросом объединения является другой фактор — объединение информационных баз двух фискальных ведомств.

Технологии против мошенничества

Цифровое слияние должно создать прозрачную систему, которая позволит прослеживать движение груза от времени пересечения границы до точки его реализации. Обычно именно в моменты разрыва информационной цепи возникает возможность осуществления серых схем: импортеры стремятся сэкономить на таможенном оформлении, заплатив меньше пошлин и налогов. По мере перемещения товара его стоимость увеличивается, а потребитель уже платит реальную стоимость.

Система сквозного отслеживания позволить свести на нет случаи мошенничества. Более того, выявление одного правонарушения — при открытом обмене информацией между ведомствами — позволит выходить на других недобросовестных импортеров и постепенно очищать от них рынок. Точка продаж контрафактного товара, после инцидента на таможне окажется в зоне риска, и через нее уже станет очень трудно сбывать другие партии товара, которые были импортированы с нарушениями.

Органы таможенного контроля планируют и дальше идти на встречи бизнесу, намереваясь ввести электронный документооборот и автоматизацию бизнес-процессов.

Преимущества для бизнеса

Применение технологий автоматизированного анализа, которое предполагается после слияние двух ведомств, даст ряд преимуществ:

  • высокая скорость,
  • минимальное число ошибок,
  • уменьшение коррупции.

При переводе всех процедур в поле информационных технологий, появится возможность не только вычислять недобросовестные компании, но и оперативно прослеживать всю инфраструктуру, которую они используют.

По мере внедрения автоматизированной системы и взаимодействия двух ведомств, контраст между «белым», «черным» и «серым» импортом будет неуклонно увеличиваться — останется только «черное» и «белое».

Кому нововведения не пойдут на пользу

Внедрение подобной системы потребует соответствующих шагов со стороны бизнеса. Крупные компании, за счёт больших оборотов могут без труда и без существенных финансовых затрат выстроить автоматизированные процессы. Однако для мелкого бизнеса ситуация ровно противоположная — затраты на автоматизацию процессов могут быть для них просто непосильны.

Более того, мелкие контрагенты работают с малым бизнесом, к которому у ФНС всегда много вопросов из-за его небольших масштабов. Система упрощенного налогообложения не оставляет возможности сквозного отслеживания. У мелких компаний в результате автоматизации сумма транзакционных издержек только возрастет.

Переходный период всегда трудный, однако выбранная государством стратегия, при условии ее правильной реализации, позволит значительно увеличить эффективность таможенного и налогового контроля.